Напишите нам
Наши люди

Шиничи Судзуки

Шиничи Судзуки

 — национальное достояние Японии, имя, которое прочно ассоциируется со скрипкой и словосочетанием «Воспитание талантов». Система, которую он придумал, получила свою порцию критики, но это не помешало её активному распространению по всему миру. Сейчас и в России есть специализированные центры, а некоторые идеи и принципы работы Судзуки мы используем и на своих занятиях с дошколятами.

Несколько фактов из биографии:

  • 17 октября 1898 года — день рождения Шиничи Судзуки
  • 1931 год — признан ведущим профессором в Императорской музыкальной школе в Токио
  • 1946 год — открыл в Японии ассоциацию «Дошикай» — прообраз Института исследования талантов
  • 1949 год — в его институте 35 отделений и 1500 учеников
  • 1955 год — в Токио проходит грандиозный концерт, на котором выступили 1200 маленьких скрипачей, играющих в унисон
  • 1997 год — открывается Международная академия методики Шиничи Судзуки
  • Шиничи Судзуки — скрипач и гениальный учитель — творил всю свою жизнь. До 99 лет

Скрипка в жизни Судзуки

Кажется, иногда судьба определяет за нас, кем мы будем. Отец Шиничи был владельцем фабрики по производству скрипок. Но только в 17 лет Судзуки-младший услышал «голос скрипки» на выступлении Михаила Эльмана (российского и американского скрипача). Он был потрясён этой музыкой и звуками инструмента и понял, что хочет играть.

Шиничи начал играть на скрипке интуитивно: повторял услышанные музыкальные произведения, не зная ни нотной грамоты, ни имён великих композиторов. Спустя несколько лет он учится скрипке у Кох Андо в Токио, а затем Шиничи продолжил учёбу в Берлинской консерватории в классе Карла Клингера.

Педагогическая деятельность Судзуки началась по возвращении домой — он работал в Императорской музыкальной школе и музыкальной школе Кунитати в Токио, параллельно играл в струнном квартете со своими братьями, и с концертами они выступали по всей стране. 

Но вторая мировая война многое изменила. Фабрика была разрушена — и в 39 лет Судзуки начал давать уроки игры на скрипке на дому. Тогда же он стал работать с детьми-сиротами (самому младшему из которых было всего 3,5 года). В то время Судзуки просто хотел вернуть радость в детство ребят разрушенной войной Японии. 

Благодаря опыту работы с маленькими детьми у Судзуки рождается и собственная философия развития творческих способностей. Его мечтой становится обучить музыкальному языку всех детей мира.


Три открытия Судзуки

Первые попытки Судзуки научиться играть на скрипке самостоятельно в результате привели его к главной идее будущей педагогической теории: 

«Любой человек — носитель таланта, который лишь необходимо правильно развивать».

Что же ещё повлияло на Шиничи Судзуки? Говорят, что было как минимум 3 ярких события в его жизни, которые помогли создать собственный метод. Не на основе уже существующих методик, а благодаря собственному жизненному опыту.

Первое открытие случилось у Судзуки при посещении огромного инкубатора японских жаворонков, певчих птиц. В искусственных условиях всё должно было напоминать гнездо. И в этой тишине и тепле, как и в родном гнезде, был единственный звук — песня взрослой певчей птицы. Шиничи удивило то, что каждый вылупившийся птенец практически сразу в точности воспроизводил песню «учителя», а в скором времени начинал пробовать собственные модуляции. То есть начинал птенец с простого копирования, а потом развивал своё мастерство.

Второе открытие, казалось бы, и не открытие вовсе. Размышления Судзуки привели его к очевидному наблюдению — каждый ребёнок в раннем возрасте осваивает родной язык необыкновенно быстро. Ему самому изучение немецкого языка давалось непросто в более взрослом возрасте. Но дети, слушая и просто повторяя сказанное, быстро учатся говорить. А что если учить музыке по «методу родного языка», предположил Шиничи Судзуки. 

Третьим открытием Судзуки обязан случаю, когда приятель попросил его научить игре на скрипке своего четырёхлетнего сына. Сначала Шиничи отказал ему, ссылаясь на невозможность такого обучения: маленький ребёнок просто не смог бы удержать скрипку в руках. Но после он понял ограниченность своего мышления — почему бы не сделать скрипку подходящего размера?

Все наблюдения Судзуки в результате сложились в собственный метод. Появилась убеждённость в том, что каждый ребёнок может научиться чему угодно, в том числе игре на музыкальном инструменте, так же легко, как он обучается родному языку. Путём копирования того, что вызывает интерес, и благодаря благоприятной для изучения конкретного навыка окружающей среде. Шиничи Судзуки в силу своей любви к музыке наглядно показал, как дети ещё в раннем возрасте легко осваивают музыкальный язык. А его методика стала известна всеми миру и нашла десятки тысяч последователей.

«Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни... 

Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если ребёнок с момента своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нём развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмётся за воспитание детей, то, возможно, удастся избежать войны».


О методике

Метод Судзуки в преподавании музыки так и называют «методом родного языка», а всю систему детского развития — «Воспитанием талантов».

Расскажем о принципах метода и покажем  архивные видео с концертами под руководством Судзуки.

Принцип раннего начала

На первые годы жизни приходится львиная доля развития умственных способностей человека и координации мышц. 2-4 года считаются пиковыми для усвоения родного языка. А значит, слух ребёнка от природы настроен на восприятие, поэтому начинать музыкальное развитие, как считал Судзуки, стоит именно в этом возрасте.

Окружение ребёнка музыкой, так же как он с рождения окружён звуками родной речи, помогает впитывать и усваивать её значительно быстрее, чем во взрослом возрасте. Поэтому, чтобы музыка стала частью жизни человека, стоит начинать знакомить ребёнка с ней чем раньше, тем лучше.

Принцип вовлечённости родителей

Судзуки отводил большую роль в музыкальном воспитании детей семье. Для него была важна не столько увлечённость родителей обучением ребёнка, сколько их собственное музыкальное развитие. Благодаря личному примеру старших дети полностью оказываются в окружении музыки и с энтузиазмом стараются подражать своим любимым родственникам, добиваясь всё больших успехов в музыке. 

Концерты, выставки, обучение индивидуальное и в группах, а также домашнее музицирование — всё это влияет на развитие способностей и любви к музыке у ребёнка.

«Талант — это не то, что дано природой. Это то, что вы воспитываете».

Принцип любви и интереса

Пожалуй, это важнейшая составляющая любого метода обучения. И опыт многих талантливых педагогов XX века тому подтверждение.

Судзуки и в то время увидел, что интерес — это лучшее побуждение. В первую очередь нужно заинтересовать ребёнка новым опытом — вовлекать в музыкальную среду. А затем только любовь и искренняя поддержка в совершенствовании навыка со стороны взрослых помогут ребёнку с удовольствием осваивать все основы языка музыки.

На первом уроке Судзуки разложил скрипки и смычки вместе с другими игрушками и предложил малышам подойти и поиграть с ними. Сидя посреди комнаты, он время от времени брал одну из скрипок, подносил к ней смычок и извлекал одну ноту. Дети по очереди начали копировать его действия. Тогда он стал играть две ноты. Точно так же, как птенцы, подражая птице-учителю, дети очень легко и непринуждённо начали играть на скрипке, которая стала их вторым «языком».


Позитивный настрой должен создаваться и на уроках музыки, и во время домашних занятий. Вся семья должна поощрять успехи ребёнка в музыке. Мотивирует играть дальше и игра старших детей в семье или сверстников. Поэтому в школах Судзуки всегда были и индивидуальные уроки, и групповые. Так дети могли активно слушать более технически совершенную игру и стремиться достичь такого уровня.

Принцип обучения без нот

В изучении родной речи Судзуки обратил внимание на то, что дети учатся читать спустя несколько лет после того, как научились говорить. В музыке педагог тоже использовал этот принцип — обучение без нот. Благодаря копированию, постановке руки, активному вовлечению в музыкальную среду и прослушиванию Судзуки стремился добиться точной интонации и красивого звучания. То есть детей сперва нужно научить пользоваться музыкальным инструментом, чтобы тот овладел техникой обращения с ним.

По мнению Судзуки, такой метод даёт ребёнку большие преимущества, поскольку у ребёнка гораздо лучше развивается музыкальный слух и музыкальная память. При этом он может играть сложные произведения, не ограничивая себя способностью понимать печатные ноты. Педагог считал, что в раннем возрасте можно максимально раскрыть потенциал ребёнка, не сковывая его нотной грамотой и не отбивая интерес к музыке. 

В то же время педагоги традиционных методик отмечают, что ребёнка, уже научившегося хорошо играть музыку на слух и запоминать её, потом очень трудно заставить читать ноты, возвращаясь назад к самым простым и неинтересным произведениям, что может негативно отразиться на прогрессе ребёнка в дальнейшем, когда понадобится читать по нотам сложные партитуры, плохо воспринимаемые на слух. 

Принцип единого репертуара

В школах Судзуки есть ещё одна особенность. Для каждого инструмента предусмотрен определённый репертуар. Благодаря этому дети всего мира из разных школ легко играют на концертах друг с другом без репетиции.

Школы разных стран проводят слёты, концерты, летние лагеря, где 10, 50, 100, 1000 маленьких детей из разных стран, разных национальностей исполняют вместе одно произведение. Так происходит и общение друг с другом на языке музыки.

Первый национальный концерт

Большой концерт по методу Судзуки


Принцип от «текста к выразительности»

Работа над каждым музыкальным произведением начиналась с разучивания музыкального текста. И лишь потом наступало время отработки хорошего звука и фразировки. Ученики Судзуки продолжали месяцами работать над пьесами, чтобы добиться максимальной выразительности игры.

Шиничи Судзуки говорил: 

«Выучив одну вещь, практикуйся и шлифуй её каждый день на протяжении примерно трёх месяцев... пока ты не достигнешь следующего, более высокого уровня. Здесь речь идёт не о технике, а о духе и сердце».

Постоянная практика, повторение — лишь они помогают развивать способности и приобретать и развивать навыки. Не только с точки зрения техники, но и с точки зрения художественного воплощения.

Так, ученики, повторяя уже известные им музыкальные сочинения, постепенно учатся использовать всё новые и новые приёмы игры. Как при освоении родного языка, с момента знакомства со «словарём родителей» они начинают расширять свой словарный запас на протяжении всей своей жизни, использовать модуляции речи и всё более сложные конструкции для выражения своих мыслей. 

Музыка как средство раскрытия способностей

Воспитание отнюдь, по мнению Судзуки, не должно сводиться лишь к овладению музыкальными навыками. У него не было цели отыскивать или воспитывать гениев. Педагог, будучи сам талантливым музыкантом, видел в обучении игре на скрипке один из способов развития детей и воспитании в них чуткости и благородства, стремления к гармонии и красоте во всех сферах жизни.


«Если ребёнок слышит прекрасную музыку с самого дня своего рождения и учится играть её сам, то в нём развиваются чуткость, дисциплина и стойкость. И у него будет благородное сердце».

Он не просто учил детей игре на музыкальных инструментах, а вдохновлял и мотивировал на успех. В своей книге «Взращённые с любовью» он подробно изложил принципы своей методики.

Судзуки сотрудничал с другими известными педагогами-мыслителями, в частности, с Гленном Доманом. Судзуки и Доман разделяли точку зрения, что все маленькие дети обладают большим потенциалом, и Судзуки поместил интервью Домана в своей книге Where Love is Deep. Руководящей идеей Ш. Судзуки было: «Характер первичен, способности вторичны».

Ещё больше интересных ссылок:

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.