Великие композиторы

128 лет популярности — Щелкунчик Чайковского

128 лет назад 6 (18) декабря 1892 года состоялась премьера балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Вот примерно с тех самых пор этот балет и остаётся самым популярным рождественским действом и музыкой, которая создаёт праздничное настроение в преддверии нового года в разных странах мира.

Уверены, что слава композитора не померкнет ещё долго. Тому подтверждением стал в том числе и обнародованный недавно музыкальным стриминговым сервисом Spotify плейлист с самой популярной музыкой, которую слушают более 5,1 млн людей в месяц по всему миру.

Spotify даже разместил на площади Times Square в центре Нью-Йорка билборд с изображением Петра Чайковского — композитора, который стал самым прослушиваемым русским музыкантом 2020 года среди слушателей за пределами России. Сервис создал и специальный плейлист This is Tchaikovsky с популярными произведениями автора. 

Самыми популярными композициями Чайковского стали:

  • Балет «Лебединое озеро» op. 20, действие II, сцена 10 (Лондонский симфонический оркестр).
  • Балет «Щелкунчик» op. 40, действие II, сцена 13: «Вальс цветов» (Берлинская филармония).
  • Балет «Щелкунчик» op. 71, действие II, картина III, вариация II: «Танец Феи Драже» (Российский национальный оркестр).
  • Балет «Щелкунчик» op. 71, действие I, сцена 2: «Марш» (Берлинская филармония).
  • «Детский альбом» op. 39, сцена 3: «Мама» (Кэрол Розенбергер).


Щелкунчик, Щелкунчик, Щелкунчик... О нём сегодня и поговорим подробнее в преддверии Нового года.

Интересные факты о балете, о которых вы могли не знать

  • Удивительно, что одна из самых волшебных и эмоционально богатых музыкальных композиций была написана на заказ, а не под влиянием одной только Музы. Идея создания музыкального произведения по мотивам рождественской истории Гофмана, принадлежала Ивану Александровичу Всеволожскому, талантливому дипломату и прогрессивному деятелю искусств, около двадцати лет руководившему императорскими театрами России. По замыслу Всеволожского балет «Щелкунчик» должен был стать предновогодней сенсацией Мариинского театра. Петр Ильич приступил к работе и создал масштабную, новаторскую, богатую музыкальными образами партитуру.
  • Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре. Публика, как и планировали создатели, была покорена и долго аплодировала. Сегодня без «Щелкунчика» невозможно представить новогодний репертуар самых известных театров мира.
  • Чайковский создавал музыкальный шедевр по математически рассчитанной схеме танца. Мариус Петипа, балетмейстер и автор либретто, подготовил для композитора подробный проект, в котором был расписан хореографический рисунок, предполагаемые па и такты, вплоть до эмоционального характера движений артистов. 
  • Либретто было написано по мотивам адаптации сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Александром Дюма-отцом.
  • Мариус Петипа написал именно сценарный план действий, а потом тяжело заболел. Всю основную работу по постановке хореографии проделал его коллега Лев Иванов.
  • После революции хореография Иванова в «Щелкунчике» была утеряна. Однако, благодаря педагогу и режиссеру Николаю Сергееву, — не до конца. Он занимался записью танца по системе В. И. Степанова. На тот момент это был единственный доступный способ передачи знаний другому поколению танцовщиков, хотя далеко не все коллеги Сергеева с уважением относились к его труду. В 1918 году хореограф эмигрировал в Европу и захватил с собой все имеющиеся записи, что помогло ему возродить за границей не только «Щелкунчика», но и многие другие постановки Мариинского театра.
  • Чайковский, чтобы передать невероятную грациозность Феи Драже, первым из русских композиторов использовал созданный незадолго до этого новый музыкальный инструмент — челесту. Только он обладал прозрачным и завораживающим тембром как «звуки падающих капель фонтана» — именно так попросил автор либретто Мариус Петипа.


  • Говорят, что Чайковский поспорил с другом, который заявил, что композитор не сможет написать мелодию, основанную на обычной гамме. Композитор вызов принял. Получилось Адажио из второго акта балета «Щелкунчик».
  • У Гофмана главную героиню зовут Мари (Марихен). В первой постановке балета «Щелкунчика» её уже зовут Клара, а в некоторых советских постановках — Машей. Последнее связано с идеологическими причинами. После Первой мировой войны немцы считались врагами и все немецкие имена старались русифицировать. 
  • «Вальс цветов» — одна из самых известных композиций композитора. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцовщиков, одетых цветами, — все они празднуют свадьбу главной героини Мари и принца Щелкунчика.
  • «Танец Феи Драже» — мелодия из «Щелкунчика», которую знает весь мир. Правда, не все задумываются о том, что популярный мотив принадлежит именно Чайковскому. Из-за того что эту мелодию использовали в рекламе M&M’s многим чаще приходит ассоциация с Рождеством и крадущимся к дымоходу Санта-Клаусом.
  • Критики, современники Чайковского, сочли новый балет слишком новаторским — симфонический размах мелодии выходил далеко за рамки привычных, классических балетных постановок. Но именно гений Петра Ильича сегодня вдохновляет балетмейстеров всего мира на новые постановки — как консервативные, так и новаторские.

«Они считали, что музыка абсолютно непригодна для балета, что под неё невозможно танцевать, что это слишком сложная музыка, что она симфоническая. Но прошло время — и люди поняли, что, оказывается, музыка и есть самое ценное в этом спектакле. Тот спектакль исчез, а музыка жива до сих пор и, наверное, все великие балетмейстеры поставили свою версию спектакля на эту музыку».

Николай Цискаридзе

  • В течение балета используется около 150 костюмов, а за сценой находится около 60 человек, от слаженных действий которых зависит многое. Для освещения сцены нужным образом задействуется около 700 осветительных приборов.
  • Балетные труппы всего мира обычно включают «Щелкунчика» в свой репертуар. Традиционно эта постановка демонстрируется на сценах театров 31 декабря, причём в этот день сходить на этот балет можно, наверное, во всех столицах стран мира, на всех континентах, кроме разве что Африки и Антарктиды.
  • О любви американцев к «Щелкунчику» ходят легенды. «Пускай же месяц Феи Драже начнется!» — так иронично называют декабрь в своих статьях авторы The New York Times. Ажиотаж доходит до того, что американцы покупают билеты на «Щелкунчик» за год.
  • О пяти зарубежных лучших версиях балета «Щелкунчик», которые нужно увидеть хоть раз в жизни, в прошлом году писал украинский Vogue. Рекомендуем прочитать небольшую статью в первоисточнике (по ссылке →)
  • На сценах Мариинского и Большого театров балет ставили Александр Горский, Фёдор Лопухов, Василий Вайнонен, Юрий Григорович и Михаил Шемякин. Главные партии исполняли легенды отечественной театральной сцены: Пётр Гусев и Ольга Мунгалова (1929), Константин Сергеев и Галина Уланова (1934), Алексей Ермолаев и Марина Семёнова (1939), Владимир Васильев и Екатерина Максимова (1966).
  • Николай Цискаридзе был главным Щелкунчиком целых 18 лет! Дебютировал он в 1995 году на сцене Большого. Но до этого ещё три года исполнял не роль принца, а роль французской куклы.
  • В 1966 году Юрий Григорович поставил своего «Щелкунчика» на сцене Большого театра. Костюмы к спектаклю создал Симон Вирсаладзе. Эта версия считается одной из лучших.
  • Существуют и экзотические постановки Щелкунчика в странах, где культура значительно отличается от нашей. Так, в Китае вместо Феи Драже — Богиня журавлей, а вместо мышей — дракончики. На Гаваях в Вальсе цветов обязательно присутствуют тропические цветы, а снежная сцена перенесена на вершину огромного вулкана. В Африке основное действие разворачивается в пустыне Калахари. 

Как и всегда с произведениями великих мастеров искусства — о них можно читать вечно. Но поскольку это балет, то лучше смотреть и слушать. Пусть даже пока не в настоящем сверкающем театре. Желаем вам выбрать одну из мировых постановок и посмотреть её 31 декабря. С наступающим!

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.