Музыкальный календарь

Музыкальный календарь. Май

В этом выпуске Газеты мы собрали события мая, связанные с фортепианной музыкой. Отмечаем дни рождения Алессандро Скарлатти, Иоганнеса Брамса, Петра Ильича Чайковского, Анатолия Константиновича Лядова, Исаака Альбениса, Константина Игумного, Елены Гнесиной, Владимира Софроницкого и Кита Джаретта. Вспомним о премьере «Свадьбы Фигаро» Моцарта, 9-й Симфонии Бетховена, Первой симфонии Дмитрия Шостаковича и об открытии Пензенской фабрики пианино.


2 мая 1660 года родился Алессандро Скарлатти  итальянский композитор эпохи барокко, наиболее известный своим вкладом в оперный жанр.
Свою первую оперу он написал в 19 лет, а за всю жизнь создал 125 опер, более 600 кантат, около 200 месс, 12 симфоний для малого оркестра и множество инструментальных произведений разных форм.

Алессандро Скарлатти считается основателем крупнейшей в конце VII века Неаполитанской оперной школы. Её отличительными особенностями стиля стало выдвижение на центральное место голоса — вокальных партий, а музыкальное и драматическое исполнение стало играть вспомогательную роль. Благодаря этому центр итальянской оперы был какое-то время в Неаполе.
Помимо сочинительства Алессандро был придворным капельмейстером и преподавателем в консерватории Санта-Мария ди Лорето. Среди его учеников — сын композитора Доменико Скарлатти, сонатины которого разучивают юные пианисты в музыкальных школах, и юный Георг Фридрих Гендель.


Продолжаем про оперу, но уже венскую. 1 мая 1786 в «Бургтеатре» — одном из наиболее престижных театров Европы — состоялась премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро». На премьере дирижировал сам автор, сидя за клавесином. Представление было долгим, так как публика постоянно требовала исполнять понравившиеся арии на бис.
В Вене постановка прошла всего 8 раз, после чего о ней забыли на несколько лет. Однако большей популярностью она пользовалась в Праге, а на родную сцену вернулась благодаря Антонио Сальери, который руководил постановкой. Сегодня «Свадьба Фигаро» — одно из самых тиражируемых произведения и находится в репертуаре ведущих театров мира.

В России либретто оперы впервые перевёл для пения Пётр Ильич Чайковский в 1875 году.

«Каждый номер в „Фигаро“ — чудо! Просто непостижимо, как кто-либо мог создать нечто столь прекрасное! Никто никогда не сможет превзойти подобное, даже Бетховен!»

Иоганнес Брамс

Несколько десятилетий спустя в Вене прошла ещё одна знаковая премьера. 7 мая 1824 года в театре «У Каринтийских ворот» Людвиг ван Бетховен представил 9-ю Симфонию — своё самое масштабное произведение, своё послание миру. Смысл этого произведения — в единстве всего человечества.
Симфония имела оглушительный успех, несмотря на то что оркестр плохо разучил партитуру. К тому моменту Бетховен уже ничего не слышал, поэтому дирижировал известный капельмейстер И. Умлауф, а сам автор скромно стоял в углу сцены и показывал темп каждой части. Симфония произвела большое впечатление на зрителей — слушатели подбрасывали вверх шляпы и платки, некоторые плакали, долго аплодировали, а сам Бетховен, по легенде, от избытка эмоций лишился чувств.
Отдельные части Симфонии часто используются в кинематографе, а «Ода к радости» стала гимном Евросоюза.

Послушать 9-ю Симфонию Бетховена. Дирижёр — Павел Коган


7 мая 1833 года в Гамбурге родился Иоганнес Брамс, композитор, пианист, автор «Немецкого реквиема» и четырёх симфоний, преемник Р. Шумана в немецком музыкальном романтизме.

«Я мыслю только музыкой, и, если так пойдёт дальше, превращусь в аккорд и исчезну в небесах». Из письма Брамса Кларе Шуман.


7 мая 1840 мир отмечает день рождения самого известного русского композитора, педагога, дирижёра — Петра Ильича Чайковского. Именно ему посвящена наша рубрика «Дневники композитора».


11 мая 1855 года родился коллега П. И. Чайковского — Анатолий Константинович Лядов, известный автор малых музыкальных форм, небольших вокальных пьес, в основе которых — фольклорные мотивы и сюжеты, обработок народных песен. Композитор шутил, что он не выносит больше пяти минут музыки.

Семья композитора была музыкальной: отец дирижёр, мать талантливая пианистка. Отец часто брал мальчика с собой на работу в Мариинский театр, и маленький Анатолий слушал симфоническую музыку, запоминал оперные партии и принимал участие в постановках в массовых сценах.

Анатолий Константинович создал не так много произведений, большую часть времени он занимался педагогической деятельностью, которой посвятил себя сразу после окончания Консерватории. Среди его учеников — Б. Асафьев, Н. Мясковский, С. Прокофьев, С. Майкапар, А. Оленин, В. Золотарёв.

Самые узнаваемые его произведения — музыкальные миниатюры «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро», эпическая баллада «Про старину».

«...Лядов скромно отвёл себе область миниатюры — фортепианной и оркестровой. Работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нём действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике».

Б. Асафьев

Через 5 лет — 29 мая 1860 года в Испании родится Исаак Альбенис — испанский композитор и виртуозный пианист, «испанский Рубинштейн», один из основоположников испанской национальной музыкальной школы.
Музыкой он начал заниматься с раннего возраста: в 4 года уже выступал со старшей сестрой, а в 8 выпустил своё первое произведение для фортепиано — «Военный марш».

Огромное влияние на Альбениса как на исполнителя оказала встреча с Ференцом Листом. Самые известные произведения — опера «Магический опал» (1893), фантазия для оркестра и фортепиано «Каталония» (1899) и многочисленные фортепианные пьесы: «Испанская сюита» и «Испанские песни», «Иберия» — одна из вершин творчества Альбениса.


1 мая 1873 года родился один из лучших представителей русской пианистической школы, яркий пианист и один из самых популярных педагогов в Москве — Константин Игумнов. В его исполнении произведения обретали особую певучесть звука, мягкость, рельефность.

«Игумнов как пианист совершенно исключительное явление. Правда, он не принадлежит к роду мастеров фортепиано, которые отличаются блистательной техникой, могучим звуком, оркестровой трактовкой инструмента. Игумнов принадлежит к пианистам типа Фильда, Шопена, т. е. к мастерам, которые ближе всего подошли к специфике фортепиано, не искали в нём искусственно вызываемых оркестровых эффектов, а извлекали из него то, что всего труднее извлечь из-под внешней жёсткости звучания — певучесть. Игумновский рояль поёт, как редко у кого из современных больших пианистов» — Болеслав Пшибышевский.

«Мало кто мог соперничать с Игумновым в красоте звука, отличавшегося необыкновенным богатством колорита и удивительной певучестью. Под его руками рояль приобретал свойства человеческого голоса. Благодаря какому-то особому прикосновению, как бы слиянию с клавиатурой (по собственному его признанию, принцип слияния лежал в основе его туше), а также благодаря тонкому, разнообразному, пульсирующему применению педали, он извлекал звук редкого обаяния. Даже при самом сильном ударе его туше не теряло своей прелести: оно всегда было благородным. Игумнов предпочитал, скорее, сыграть тише, но только не „кричать“, не форсировать звучания фортепиано, не выходить за его естественные пределы» —профессор Яков Исаакович Мильштейн.


30 мая 1874 года родилась Елена Фабиановна Гнесина — советская пианистка и знаменитая педагог.
В 1895 году вместе со своими сёстрами основала музыкальное училище, которое сейчас известно как «Гнесинка» — Музыкальное училище и Российская академия музыки имени Гнесиных.
Елена была директором, педагогом по классу фортепиано и методистом — автором «Фортепианной азбуки» и другой учебной и методической литературы.


Елена Фабиановна развивала лучшие традиции русской пианистической школы. Её известными учениками были пианист Л. Н. Оборин, композитор А. И. Хачатурян, дирижёр Е. Ф. Светланов.


8 мая 1901 года в Петербурге родился уникальный пианист — Владимир Софроницкий. Его игра настолько не походила ни на одного исполнителя, была настолько «гипнотической», что сравнить её можно было только с поэзией Блока, живописью Врубеля и романами Достоевского. На сцене он был творцом, создателем, а не просто исполнителем. В каждом его выступлении произведения звучали по-новому, невозможно было предугадать, как будет на этот раз. Софроницкого обожала публика. Он не участвовал ни в каких музыкальных конкурсах, а заслужил любовь именно своим исполнительским даром.


Даже во время войны, страшных блокадных дней в Ленинграде Владимир Софроницкий поддерживал людей своей музыкой. 12 декабря 1941 года в Александринском театре состоялся его концерт, который многим запомнился.

«В зале Александринки было три градуса мороза. Слушатели — защитники города — сидели в шубах. Я играл в перчатках с вырезанными кончиками пальцев... Но как меня слушали, как мне игралось! Как драгоценны эти воспоминания... Я почувствовал, что слушатели поняли меня, что я нашёл пути к их сердцам...»

15 мая 1918 года в Москве открыта Первая народная музыкальная школа под руководством композитора и общественного деятеля Б. Л. Яворского и профессора московской консерватории Н. Я. Брюсовой. Позже школа превратилась в музыкальное училище им. Октябрьской революции, затем — в Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке в честь композитора, который закончил это училище и некоторое время преподавал теоретические дисциплины.


12 мая 1926 года в Ленинграде прозвучала дипломная работа Дмитрия Шостаковича — Первая симфония, которая считается лучшим произведением в творчестве композитора. Автору на тот момент было 19 лет.
Симфония принесла невиданный успех Шостаковичу и стала популярной в России и за рубежом. Она есть в репертуаре всех известных дирижёров мира.


8 мая 1945 года родился Кит Джаррет — американский джазовый пианист и композитор.
Кит начал заниматься музыкой в 3 года. И уже в 7 лет сыграл свой первый сольный концерт, исполнив произведения великих композиторов — Баха, Моцарта, Бетховена и два собственных произведения.

Карьера музыканта началась в 60-е годы в джазовом коллективе Арта Блэйки Jazz Messengers. Кроме джаза Кит Джаретт исполняет и академический репертуар — ему принадлежит запись Гольдберг-вариаций Баха, прелюдий и фуг Шостаковича.

Впервые за всю историю международной премии Polar Music Prize в 2003 году Кит Джаррет стал «двойным» лауреатом — получил признание (награду) как в классической, так и в популярной музыке.


В 1959 году в мае открылась Пензенская фабрика пианино, где выпускались модели «Пенза», «Сура», «Ласточка». После признания на международной выставке в Милане в 1980 году, фабрика вышла на рынки Франции, Греции, Турции, Китая, Великобритании, Японии. К 1998 было выпущено более 195 тысяч пианино.

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.