Наши педагоги

Интервью с Александрой Магеровой

Интервью с Александрой Магеровой
Александра Магерова, педагог по эстрадно-джазовому вокалу

Когда общаешься с Александрой по телефону, кажется, что она где-то рядом, сидит с тобой на кухне, пьёт чай и с воодушевлением рассказывает про своих учеников. Искорки её голоса пробегают по проводам, и ты уже подхватываешь эту волну — джазового веселья и импровизации. А ещё неизменная улыбка, которую не видишь, но слышишь — широкая, искренняя. На сцене Саша превращается в Космос, а в школьном классе становится другом и наставником, которого обожают дети, с которым каждое занятие делают шаги вперед, мечтают и, конечно, поют.

«Для меня сцена — это высокое понятие. Я считаю, что нужно в определённом смысле заслужить право находиться на ней. Самое главное — иметь что-то внутри, понимать: «Зачем я здесь стою?»

— Саша, привет! Спасибо, что согласилась дать интервью для Школьной газеты! У тебя очень интересный путь от академического пения и занятий фольклором к джазу. Можешь рассказать немного подробнее: что тебе дало классическое образование? И сложно ли было перестраиваться в новое для тебя направление? Как ты сказала в одном интервью, это «всё равно как бегуну вдруг резко заняться плаванием».

Привет-привет!) Я очень рада нашему общению и поздравляю школу с появлением своей газеты, это очень здорово!

Я очень многому в своей жизни обязана образованию и главное, моим учителям. Я училась в трёх городах: музыкальная школа в моём родном Североморске, училище в Мурманске и академия — в Москве.

Классическое образование дало мне две очень важные вещи: крепкую профессиональную базу и отношение к сцене.

Для меня сцена — это высокое понятие. Я считаю, что нужно в определённом смысле заслужить право находиться на ней. Самое главное — иметь что-то внутри, понимать: «Зачем я здесь стою? Я хочу спеть эту песню, чтобы поделиться чем-то добрым и красивым с залом? Или чтобы все смотрели, какой я классный, с микрофоном и в этом костюмчике!»

В 19 лет я поняла, что моё призвание лежит в другой сфере — я захотела заниматься джазом. Может быть, слово «призвание» звучит громко, но это действительно был зов, который я не могла игнорировать. Лет в 16 я впервые услышала эту музыку живьём, и этого раза хватило, чтобы лишить меня покоя на всю жизнь.

Сменить направление было непросто, но внутренний импульс оказался сильнее. Пришлось сильно потрудиться, но это того стоило!

— Ты преподавала в Государственной классической академии имени Маймонида. А как ты попала в школу? Преподавать студентам и маленьким детям — две абсолютно разные истории?

Да, я шесть лет была преподавателем вуза, спасибо руководству Академии за этот драгоценный опыт!

К работе с детьми я пришла, когда появились на свет мои собственные детки. Сейчас дочке 10 лет, а сыну — 6.

Конечно, в работе со студентами и детьми есть и схожее, и различия.

Поступить в вуз на вокальное отделение — непростая задача, ребята приезжают со всей страны, у каждого из них уже есть музыкальное образование и огромная мотивация расти в профессии. Это большое отличие от школы, где деток нужно «зажечь», для этого от педагога требуется больше энергии, веры и терпения.

— Какие у тебя были открытия в занятиях с детьми?

Моё самое большое открытие в занятиях с детьми было личным и не очень приятным. Я поняла, что в моих уроках... слишком много меня. Я лидер по натуре, я много выступаю сольно сама, статус преподавателя вуза приятно тешил мою самооценку. Но когда я пришла к детям, всё это оказалось лишним. Детям было нужно пространство для опыта и творчества, проб и ошибок, пространство понимания и одобрения. А не прекрасный педагог-солист, который переполнен собой. Конечно, я до сих пор работаю над этим, над умением наблюдать. И когда получается увидеть ребёнка, почувствовать, прикоснуться к нему — это самые драгоценные минуты.

— Сейчас ты занимаешься с детьми 6-7 лет. Они ещё маленькие, только пришли в школу, чистый лист. В чём сложность работы с этим возрастом и в чём, наоборот, лёгкость?

Я очень люблю своих малышей! У меня есть и старшие ученики, ребята 9-13 лет, но первоклашки — это очень особенный народ. Я бы сказала, что есть не сложности, а свои особенности! И они очень естественны. Это нежный возраст, у детей ещё не такая большая концентрация внимания, выносливость, их тело и ум ещё развиваются. Ещё вчера они ходили в сад, а сейчас должны совмещать учёбу в двух школах! Это серьёзная нагрузка, поэтому я считаю, что занятия для малышей должны проходить в очень дружелюбной атмосфере. На наши первые уроки я приносила из дома несколько мягких игрушек, которые «помогали» мне вести урок и знакомиться с ребятами!) Поэтому обязательно должен быть элемент игры! Не пустого развлечения, а игры в самом лучшем значении этого слова. Мы же и на инструментах... играем!)

Ну и, конечно, мы стараемся больше двигаться. Это очень и очень важно! Иногда мы проводим совместные уроки вокал + танец с нашим любимым педагогом по хореографии Мариной Коробко! Распеваемся, работаем над песнями — всё с движением!)

— Я помню, в прошлом году мы пригласили тебя в школу на фестиваль «Твоя школа искусств», где ты провела в холле мастер-класс детям, пела с ними. После этого ты пришла к нам в школу уже педагогом. Так ли это? Что такого произошло, в какой момент появилось это желание — работать в нашей школе?

Всё в нашей жизни не случайно! Открытие эстрадно-джазового отделения, вдохновителем которого стал Леонид Агутин, было очень заметным в профессиональной музыкальной среде! Весь прошлый год, ещё до прихода в школу, я наблюдала за работой отделения со стороны. Мне показалось, что это креативное дружелюбное место, где открыты новым идеям и любят детей. Где в отличие от многих самодеятельных студий, задача — не только раскрепостить детей и как можно скорее вывести их на сцену. Но снабдить их настоящим музыкальным образованием, знаниями. Поэтому я здесь.

— Что тебя зажигает в работе с детьми? В чём драйв, ведь без него нельзя, дети всё чувствуют.

Мне кажется, я сама во многом ребёнок внутри :) И мне интересны их истории! С каким настроением они приходят, что происходит у них за пределами школы, что их волнует! Из этого опыта мы берём «топливо» для работы, чтобы за каждой песней стояла какая-то маленькая история, которая касается ребёнка лично.

— Насколько я знаю, дети обожают твои занятия. В чём твой секрет? Что вы там такого делаете, что они ждут и бегут к тебе?

Спасибо за добрые слова! Мне очень приятно, но, думаю, это лучше узнать у самих ребят. Ну и, наверное, секрет в самой музыке!) Они любят петь, я люблю петь, мы выбираем хорошие песни, от которых все получают удовольствие. Нам нравится делать это вместе. Тем более, мы поём джаз, а это такая энергичная музыка!

«Конечно же, мне нравится Александра Сергеевна! Она круто преподает. Она заботливая, внимательная, очень добрая и задорная, а еще она выносливая. Мне в ней нравится то, что она никогда не ругается и часто меня хвалит. Мы с ней лучшие друзья!»

Миша Шульц

— Некоторые дети, когда у них что-то не получается, больше не хотят этим заниматься. Что ты говоришь ребёнку, когда он расстроен, когда у него что-то не получается или когда он просто не в настроении заниматься?

Я пробую наладить контакт и узнать, что привело к этому настроению. Зачастую какие-то события в семье или школе волнуют ребёнка, и ему тяжело справиться с привычным объёмом дел. Например, зимой я заметила, что один мальчик начал «сдавать» — пропускать уроки, странное настроение... Мы поговорили, и оказалось, что он сильно переживает утрату близкого человека...

Другая девочка, подросток, пришла к нам в школу в первый класс без знания музыкальной грамоты. Её сильно подтачивало, что она выделяется на фоне сверстников. У нас ушёл почти год, чтобы это чувство отпустило её, и она смогла заниматься с удовольствием и без оглядки на других.

Если не интересоваться, что лежит на душе у ребёнка, можно наломать дров.

И с другой стороны, я понимаю, что не все из ребят в дальнейшем выберут музыку своей профессией. Это нормально! Поэтому я стараюсь нормировать нагрузку. Давать и требовать больше с тех, «кому больше дано». И распределять нагрузку для ребят, которые чувствуют, что им тяжело.

— Что для тебя сложнее: выступать или учить?

Оба этих дела для меня любимые. И там, и там я делюсь своим состоянием, настроением, опытом. Делиться не сложно. А вот организовать весь процесс и свой режим, учитывая, что нужно успевать заботиться о себе и семье, это непростая задачка.

— Как тебе удаётся совмещать репетиции, запись собственных песен, концерты, семью и школу? У тебя точно 24 часа в сутках?

Я как агент под прикрытием!) Утром и днём работаю, занимаюсь домом и воспитанием детей. А вечером... превращаюсь в джазовую певицу. Это выглядит как-то так. А вообще, все мои занятия связаны. Пение, творчество, дети — так или иначе, всё кружится вокруг этого.

И главное, меня окружают прекрасные люди. Когда дети были совсем маленькие, музыканты сами приезжали к нам, и мы делали домашние репетиции. Никогда этого не забуду!

Конечно, наш режим не совсем похож на обычный. Мне часто приходилось брать детей с собой на концерты, репетиции, уроки. Теперь они старше и самостоятельнее, и у меня чуть больше свободного времени на своё творчество. Например, месяц назад мы выпустили мою песню «Я Жива». Это важная для меня работа, в записи которой принял участие струнный ансамбль Main Strings и прекрасный пианист Лев Трофимов. Обязательно послушайте!

Фото: Наталья Петрова @natalyapetrova_com
— Саша, я прочитала, что ты хотела выпустить альбом с песнями для детей. Мечта сбылась?

Да, я сочинила детский цикл и мечтаю его выпустить! Надеюсь, моя мечта скоро осуществится. Ну а пока я думаю выучить несколько этих песенок с моими учениками в следующем учебном году. Надеюсь, им понравится!)

— Ты поёшь своим детям песни? Какая их любимая песня в твоём исполнении?

Мы часто что-нибудь напеваем вместе. Любим музыку из современных мультфильмов. Например, сейчас наш бессменный хит — песня Краба «Жить в блеске» из «Моаны». Ещё классные песни в мультфильме «Тайна Коко», мы их тоже любим.

Потом они знают почти весь мой учебный репертуар, потому что часто слышат его. Это джаз, детские песни, музыка из кино. Ну и, конечно, мне приятно, когда они напевают что-то из моих песен.

— Твоя любимая концертная площадка в Москве?

Конечно, это Клуб Алексея Козлова! Сколько разных концертов я спела там сама и сколько раз приходила на концерты других артистов! Я считаю, что это музыкальное сердце Москвы.

— Что даёт тебе силы? Как ты восстанавливаешься после напряжённой работы?

Я стараюсь прислушиваться к себе. Иногда нужно взбодриться — принять контрастный душ, сделать зарядку, потанцевать. А иногда, наоборот, набраться сил — выспаться, побыть в тишине.

И, конечно, больше всего сил даёт благодарность. Просыпаясь и засыпая, я говорю, слава Богу за мою жизнь и за всё, что Он мне даёт.

— Три вещи, которые ты обожаешь больше всего?

Я люблю красивые цветы, интересные книжки и детские рисунки!)

— Александра, спасибо большое за беседу! Ждём встречи в школе и на твоих концертах!

«Александра Сергеевна — наша музыкальная мама. Она увидела и раскрыла Данин певческий талант и с самого начала предложила не традиционный подход к музыкальному образованию с программными вещами, а прислушалась к его весьма неожиданным для 7-летнего человека музыкальным предпочтениям. Первая песня, которую он спел и спел для себя и с удовольствием, была песня группы Imagine Dragons „Demons“. Они и сейчас не просто педагог и ученик, а в некоторой степени друзья и соратники. Часто, когда он устал или ему тяжело заниматься, он собирается, чтобы не подвести Александру Сергеевну. Мы вообще всей семьёй её очень любим». Юля Анфилова


«Александра — невероятно талантливый музыкант и педагог! Я как многодетная мама часто сталкиваюсь с различными учителями, методиками преподавания и очень трепетно отношусь к выбору учебных заведений и педагогов. Но в данном случае могу сказать уверенно — такой педагог, как Александра Сергеевна, это редкая находка!!!) Позитив и чистейшая энергетика, которые она излучает, притягивают детей, да и взрослых, как магнит! Дети с первого же дня знакомства влюблены в неё, и каждое занятие — это праздник! Методика преподавания этого педагога невероятно интересная! Все объяснения материала происходят посредством образов и сравнений, и за время занятий дети, погружаясь в эти образы, легко понимают, что и как им нужно сделать, а также это помогает им глубоко прочувствовать все нюансы музыкального произведения! Это фантастически, потому как даже я, взрослый человек, когда прихожу на занятия с ребёнком к Александре, слушаю её, как завороженная, и понимаю, что это какая-то магия! (видимо, фамилия МАГеровой не просто так дана ей). А ещё Александра Сергеевна невероятный трудоголик!!! Всё, за что бы она ни бралась, делается с мельчайшей проработкой деталей! Это педагог, который искренне переживает вместе с ребёнком не только успехи, но и трудности, всячески поддерживая ученика. Так что ко всем достоинствам вышеперечисленным, Александра — прекрасный педагог-психолог, знающий все тонкие моменты возрастного развития ребёнка! Сейчас у меня подрастает маленькая дочь, и я не раздумывая передам её в руки Александры Сергеевны! Эх, побольше бы таких педагогов!!!» Наталья Шульц


Послушать новую песню Александры Магеровой «Я Жива»



Фото: Ксения Пальчикова @ksenia.palchikova

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.