Наши педагоги

Интервью с Еленой Кись

Интервью с Еленой Кись
Елена Кись, педагог по вокалу (этно-фьюжн)
  • Солистка Московской Государственной Филармонии, закончила Институт культуры как дирижёр хора.
  • С 2001 по 2015 г. работала ведущей солисткой и главным хормейстером театра Национального Искусства под управлением В. Назарова, с 2003 г. является солисткой этно-фьюжн проекта «Груня», работала в коллективах Александра Малинина, Алсу, Гарика Сукачёва, Демиса Руссоса в качестве бэк-вокалистки, в 2005 году работала в проекте We Will Rock You.


Наша школа может похвастаться сильнейшим педагогическим составом. В частности, на эстрадно-джазовом отделении преподаёт целая плеяда гастролирующих артистов, особое место среди которых занимает Елена Кись. Это одна из самобытнейших отечественных вокалисток — с незабываемым тембром и собственным стилем. Елена Кись вместе с супругом, Виталием Кись (преподавателем по классу джазовой гитары), многие годы творит в рамках этно-фьюжн проекта «Груня», исполняет народные песни в современной обработке — фолк с существенным влиянием джаз-рока, фьюжна и электроники. Супруги Кись неоднократно показывали своё мастерство на школьных концертных мероприятиях, всякий раз поражая зрителей высоким уровнем профессионализма и горячей любовью к своему делу.

Сегодня мы публикуем часть беседы с Еленой о её педагогическом методе и особенностях работы с ансамблями.

— Лена, у кого ты сама училась, кто твой самый главный педагог? Что самое ценное для себя ты вынесла из взаимодействия с ним?

Училась я в обычной московской музыкальной школе по классу фортепиано. А параллельно занималась в известном детском хоровом коллективе — Большом детском хоре Центрального телевидения и Всесоюзного Радио под управлением В. С. Попова.

Когда хормейстер понял, что моя вокальная природа — естественное звучание преимущественно в грудном и микстовом регистрах, а не в головном регистре, как требовалось для учёбы в академическом хоре, я с удовольствием перешла в фольклорную группу.

В результате я стала петь больше народную музыку России и других стран мира. Моими первыми учителями были хормейстеры П. А. Сорокин и Л. И. Царегородцева — выпускники Академии им. Гнесиных.

Приблизительно с 11 лет у меня стали появляться первые навыки импровизирования в различных стилях: народная музыка, кантри, джаз. Я очень рано стала «пристраивать» в любую услышанную музыку вторые голоса с интервалами, различные контрапункты, подголоски — для меня это было любимым занятием!

— С чего ты в первую очередь начинаешь, когда ребёнок приходит к тебе заниматься, на чём делаешь акцент?

Работая с ансамбле, я в первую очередь уделяю внимание правильному дыханию — обучаю «цепному», как бы непрерывному, дыханию.

Большая работа идёт над интонацией — пением ступеней с интонационным тяготением к основным ступеням лада и выстраиванием интервалов и аккордов; над пропеванием различных слогов из произведений и обязательно работа с дикцией и с текстом.

И самое большое внимание стараюсь уделять ритмической основе произведения, приучая детей к перкуссионному мышлению — умению считать, петь под «клик» с ощущением внутреннего (!) метронома. Думаю, что с этого должно начинаться любое обучение музыке!


— Пение в ансамбле. У тебя большой опыт работы с детьми по этому направлению. Расскажи, как ты выбираешь репертуар и как приводишь детей к единому знаменателю.

В работе с ансамблем я прежде всего обращаю внимание на индивидуальность тембра ребёнка, подвижность его связок, умение правильно дышать , чисто интонировать  ступени звукоряда , использованного в произведении , и  конечно, ритмическую точность в разборе вокальных произведений . Всегда стараюсь  использовать в работе яркие, самобытные произведения, которые помогали бы детям как в обучении  коллективному пению, так и являлись бы эффектными, запоминающимися  слушателями концертными номерами.

— Очень впечатляющая работа с болгарской песней! Расскажи, как вы работали с ней, какой там размер, в чем особенность мелодики.

В прошлом году к выпускному мы с детьми подготовили народную песню болгаро-македонского происхождения «Заспал Илван». В ней ярко отражаются самобытные приёмы  инструментальной и вокальной музыки балканского региона: переменные размеры, вокальные мелизмы (морденты). Также присутствуют характерные ладовые особенности — опеваются два тональных устоя — минора 1 и 4 ступеней с элементами дорийского лада (4 ступень повышена), элементы полифонического и бурдонного развития хоровой партитуры. 

В стилизованное звучание этой песни я как хормейстер привнесла свои авторские идеи: удвоение мелодической основы с помощью вокального приема — скэта, имитирующего в данном случае инструментальное звучание духовых инструментов, в частности, народной болгарской флейты кавала, которые часто используется в исполнении  народной музыки.

Также в исполнении этой песни мы использовали  хореографические элементы, которые подчеркнули ритмический рисунок произведения. Таким образом, дети нашей Школы получили возможность познакомиться  с пением в народной (открытой) манере, ознакомиться с ладовыми и ритмическими особенностями такой музыки и определёнными трудностями интонирования, пения на «цепном» непрерывном дыхании. Работа с этим материалом стала для ребят большим и интересным опытом.



Youtube канал Елены Кись

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.