История вокала

Из истории вокального искусства

Что такое пение? Это одно из важнейших проявлений человеческой натуры. В нём выражаются чувства, мысли, воображение и душа. И природным акустическим данным нет дела до различия разных школ. Главное — это гармоничное целое.

Но если говорить про артистическое пение, все сходятся на том, что без обучения, технических знаний, метода и стиля здесь не обойтись. Нужно то, что из природных данных создаст музыкальный инструмент. Наш разговор пойдёт именно о школах, которые будем рассматривать только со стилистической точки зрения. И исторически.


Из истории вокала

В древние времена пение было спонтанно. Оно носило народный или религиозный характер. Простые мелодии исполнялись преимущественно в храмах.

По некоторым легендам Конфуций именно благодаря песнопению, с которым ему посчастливилось познакомиться, распространял своё знаменитое учение по всему Китаю. И он совершил это, не обучаясь пению ни в какой школе. Главной в пении тогда была лирическая составляющая, творческое оформление слова.

В Древней Элладе в основе воспитания лежали пение, танцы и музыка, но только как гуманитарная часть обучения. В пении тогда не было цели преодолеть или совершенствовать акустическую природу голоса, специально развивать дыхание или интонировать. Вокальные упражнения чередовались с атлетическими только ради гармоничного развития личности.

Постепенно музыка превзошла другие искусства. Музыкальные произведения становились всё сложнее, пение выросло из чисто лирической акцентуации слова и требовало развития. Певцам стало необходимо воспитывать голос, создавать метод, технику и стиль. Так стали появляться вокальные школы.

На заре христианства появилось своеобразное вокализированное пение, «мелос», базирующийся на вокальных вариациях, наряду с гладким речитативом. Эти вариации со временем были значительно разработаны, так что без особой подготовки певец уже не смог бы с ними справляться.

Первыми профессиональными певцами были менестрели, которые с XIV века выступали в роли так называемых профессиональных музыкантов, которые зарабатывали себе на жизнь игрой на музыкальных инструментах и пением.

Первая школа пения возникла в Риме в V веке н. э. И распространение школ уже невозможно было остановить.

«Певческие школы и капеллы заложили основы для школ пения полифонического периода, высветив фонические элементы, свойственные непосредственности выражения „репрезентативного“, представленческого стиля. Одновременно народное пение породило школу „декоративного“ стиля. В ней главное — те вокальные завитушки и ухищрения, то блестящее вокализирование, которое наводит на мысли о чудесном и порождает легенды о певце-герое».


Среди первых школ следует особенно отметить основанную тосканцем Сан Филиппо Нери в римской церкви Кьеза Нова школу, названную Ораторио, в создании которой принимал участие первый сочинитель хоральной музыки — Палестрина.

C началом XVI века приходит опера. Именно с её возникновением связано окончательное формирование вокального инструмента и настоящей школы пения. В 1599 году в Палаццо Кореи во Флоренции представлением «Дафны» Якопо Пери по либретто Ринуччини было положено начало опере, смеси оратории и маскарада, а вместе с ней и культивированию хороших голосов.

Преподаванием занимались сами композиторы (тоже прославленные певцы), стараясь сделать из своих учеников настоящие музыкальные инструменты с помощью обучения технике дыхания, звукоподачи, развития звука и в соответствии со строго продуманной системой.

Об истории вокального искусства очень подробно рассказал в своей книге «Вокальные параллели» Лаури-Вольпи Джакомо — итальянский певец, лирико-драматический тенор с исключительными диапазоном голоса и певческой техникой.


О школах вокального искусства

С точки зрения эстетического плана выделяются следующие вокальные школы:

Немецкая.  Для неё характерна сдержанность и ограниченность выразительных средств. Опиралась в своём развитии на национальную вокальную музыку Баха, Бетховена, Мендельсона-Бартольди, Вебера, Шумана и др., а также на творчество австрийских композиторов: Моцарта, Шуберта. Большое развитие получило в Германии искусство камерного пения. Особый оперный стиль сложился под влиянием творчества Вагнера. Выдающиеся представители немецкой вокальной школы: Г. Зонтаг, В. Шрёдер-Девриент, Л. Леман, Ю. Штокхаузен, А. Ниман и др.

Итальянская. Страстная и восторженная. Черты итальянского академического исполнения: мелодика, обладающая гибкостью, разнообразие, представленное ритмичностью, элементы народно-песенного творчества, особенности фонетического строения языка и т.п. На протяжении нескольких столетий со времени возникновения в эпоху Возрождения итальянская школа оказывала сильное влияние на развитие профессиональных навыков у певцов других национальных европейских школ. Итальянские певцы славились своими голосами и блестящей вокальной техникой бельканто. В 19 веке оперное творчество Россини, Беллини, Доницетти и Верди, в 20 веке — Пуччини. Многие итальянские певцы 19-20 вв. получили мировое признание: А. Каталани, А. Тамбурини, Дж. Паста, Л. Лаблаш, А. Патти, А. Мазини, Э. Карузо, М. Баттистини, Титта Руффо, А. Галли-Курчи и др.

Французская. Свойственен декламационный стиль. Связано это с традициями исполнения средневековых поэтов-певцов и декламацией поэтов и актёров французской классической трагедии 17-18 вв. (Корнель, Расин). Оперное творчество композиторов Люлли, Рамо, Глюка, Гретри, Мейербера, Гуно, Визе. Среди выдающихся французских певцов: А. Нурри, Ж. Л. Дюпре, Д. Арто, М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа и др.

Русская. Для неё свойственна глубокая выразительность слова и чувственность, простота, искренность, задушевность исполнения, напевность и ритмическое изящество мелодического рисунка. Возникла на основе народного певческого искусства с учётом опыта других вокальных школ. Русские певцы 18 века: Я. С. Воробьёв, Е. С. Сандунова и др. Реалистическая художественная направленность школы сложилась под непосредственным воздействием оперного и камерного вокального творчества композиторов-классиков: Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. Основоположником русской классической вокальной школы был Глинка. Лучшие певцы первой половины 19 века: О. А. Петров, А. Я. Воробьёва-Петрова, Д. М. Леонова, А. П. Лодий. На принципах рус. школы воспиталась плеяда замечательных певцов: Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов и др.



Основные стили вокала

По виду вокального исполнения выделяют сольное пение, ансамблевое — обычно от двух до 10 человек исполняют разные партии, и хоровое пение. В хоре участвуют от 5 до нескольких десятков человек.

Но ещё важнее рассказать об основных стилях вокала и, наверное, бесконечном его развитии.

Академический вокал. Для нас это оперы и оперетты, мюзиклы и романсы. Классические каноны исполнения предполагают высокую вокальную позицию и высокий купол, благодаря которым голос становится очень сильным и приобретает максимально объёмное звучание. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. Практически полностью форсирование звука, шумы и хрипы.

Джазовый вокал. Главная особенность — это импровизация, которая достигается определёнными приёмами пения, «подвижностью» голоса и идеальным чувством ритма и гармонии у исполнителя. В джазовом вокале также есть очень много стилей, которые отличаются друг от друга своим исполнением (босса-нова, свинг, кул-джаз, фри-джаз, классикол кроссовер, би-боп, регтайм, спиричуэлс, госпел и еще много других.

Эстрадное пение. Сочетает в себе много стилей и направлений, создаёт богатую палитру образов. Ориентируется на самую широкую аудиторию, и предполагают огромную палитру выразительных средств, ярких и интересных, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать любую песню в необходимом драматическом исполнении.Сегодня эстрадный вокал тесно переплетается с другими стилями — рэпом, фолком, роком, также существуют различные стили эстрадного вокала: поп, рок, соул, фанк, диско, госпел, хип-хоп, хаус, дэнс, элелектро-поп, эвропоп, эстрадный романс, баллада, авторская музыка, шансон, кабаре. В эстрадном пении используются приемы: хрип, сип, шумы, гроул, скрим, рыки, милизматика, субтон, фальцет. Используются все виды атак звука.

Рок-вокал. Ему присущи «хрипотца» или «песок» в тембре голоса. Такое звучание получается вследствие скованности (зажатости) гортани и связок и совершенно другой работы голосового аппарата. Для создания определенного настроения используются техники экстремального вокала. Наиболее известные гроулинг (рычащий звук) и скриминг (визг).

Народное пение. Относится к традиционной и национальной культуре определённого народа. Вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество.

Современное вокальное искусство — прекрасно в своём многообразии. Читайте интервью с педагогами нашей школы, каждый из которых только подчёркивает невероятные возможности дальнейшего развития этого искусства и возможностью для каждого, кто не может не петь, найти свою уникальную манеру исполнения. В любом стиле.




Иллюстрация: «Урок пения» Федерико Дзандоменеги

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.