Музыкальный календарь

Музыкальный календарь. Июнь

Июнь подарил миру музыки ярких и самобытных композиторов и исполнителей. В нашем календаре мы вспомним Михаила Глинку, Роберта Шумана, Николая Рубинштейна, Эдварда Грига, Игоря Стравинского, Арама Хачатуряна, Лероя Андерсона, Леонида Собинова и Мемфис Минни. Побываем на премьере оперы Вагнера «Тристан и Изольда» и получим радостную новость из 1948 года от Columbia Records.



Начало лета примечательно не только премьерой нашей школьной песни, но и рождением Михаила Ивановича Глинки (1 июня 1804 года), первого композитора-классика, создателя «нового русского языка в музыке» и основоположника русской национальной оперы.

Внимание матери к интересам сына, игра на фортепиано и скрипке с ранних лет, обучение в лучшем петербургском пансионе, знакомство и дружба с писателями и поэтами, первые впечатления от поездки на Кавказ и длительные заграничные путешествия — всё это сформировало творческий стиль композитора, самобытный, гармоничный и прекрасный.

Мы больше знаем Михаила Глинку как автора романсов и опер «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Однако Михаил Иванович был ещё исполнителем и вокальным педагогом. Он написал собственные методики — «Этюды для голоса», «Упражнения для усовершенствования голоса», «Школу пения».


Добавим немного европейского романтизма и 8 июня отметим день рождения Роберта Шумана (1810 год).
Шуман получил юридическое образование по настоянию матери (как некоторые герои нашей рубрики, о которых мы расскажем дальше), отец же хотел, чтобы сын продолжил его дело — книгоиздание. Но музыка оказалась сильнее, слишком сложной для современников и слишком личной для автора. Роберт много занимается и мечтает стать великим пианистом. Но в 21 год ему внезапно парализует правую руку. По одной из легенд, в духе эпохи романтизма, Шуман придумал тренажёр для развития гибкости пальцев и растяжки кисти и повредил себе руку, что привело к параличу. Так ли это — узнать уже невозможно, но последствия этого очевидны — Шуман переходит от исполнительства к сочинительству: создаёт известные фортепианные пьесы «Вариации», «Карнавал», «Детские сцены» и др. и выпускает «Новую музыкальную газету», основной идеей которой становится развитие принципов литературной романтической традиции в музыке и поддержка юных талантов.

Если вы не можете уснуть, музыкальные терапевты рекомендуют включить «Грёзы» Шумана. Ну а если вы натура в меру романтичная и путаете Шумана, Шуберта и Шопена, Арт-ведомство Ликбез рассказывает, как отличить их на слух.


Продолжаем отмечать дни рождения — 14 июня 1835 года родился Николай Рубинштейн, виртуозный пианист, выдающийся дирижёр, педагог, один из основателей и первый директор Московской консерватории, организатор бесплатных народных концертов. Так же как и Шуман, по образованию юрист, по призванию — музыкант.


Идём из России в Норвегию в 15 июня 1843 года. В семье британского вице-консула и замечательной пианистки родился Эдварг Григ.

«Почему не вспомнить ту таинственную, неизъяснимую радость, которая охватила меня, когда, протянув руки к фортепиано, я извлёк — о нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть, то была гармония. Сначала терция, потом трезвучие, потом аккорд из четырёх звуков. И наконец, с помощью уже обеих рук — о ликованье! — пятизвучие, нонаккорд. Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ. Вот это был успех! Ни один из последующих моих успехов не опьянял меня так, как этот. Было мне тогда около пяти лет».

Эдвард Григ «Мой первый успех»


Однажды Григ довёл критика до инфаркта. Не каждый композитор может похвастаться такой историей. На одном из концертов, когда Эдвард Григ исполнял свои пьесы, он решил заменить последний номер произведением Бетховена. На следующий день в прессе вышла совершенно разгромная рецензия, в которой описывалась «бездарность» композитора, а особенно его последней композиции. Обидно и за себя, и за Бетховена. Тогда Григ позвонил критику, представился духом Бетховена и спросил, что не так с его произведением. У критика случился инфаркт от этой новости.


Но, конечно, у Грига было больше почитателей, чем критиков. Главная заслуга композитора — в его произведениях, в переработке, переосмыслении и популяризации скандинавской музыки. Григ организовал Первый фестиваль народной музыки в Бергене, который привлёк к себе большое внимание известных и начинающих исполнителей и композиторов. И стал первым композитором, благодаря которому мир узнал о самобытной норвежской музыке и традициях.


Кажется, что песня Happy birthday to you настолько универсальна и всенародна, что у неё нет автора. А вот и есть! 27 июня 1859 года родилась Милдред Дж. Хилл — композитор, которая придумала самую узнаваемую и распеваемую мелодию. Текст написала её сестра Пэтти. Изначально песня называлась Good Morning to All и была утренним приветствием ученикам. А в 1912 году уже была опубликована в том виде, в котором мы её знаем. Факт, может, и незначительный, но эта песенка уже больше столетия свободно гуляет по свету и ежедневно радует именинников.


10 июня 1865 года в Национальном театре Мюнхена прошла премьера самой своеобразной и личной из опер Рихарда Вагнера — «Тристан и Изольда». 

С момента написания до премьеры прошло более 6 лет. Были попытки поставить оперу во Франции, Германии и даже в Рио-де-Жанейро, но Вагнер везде получал отказ. И вот, наконец, начались репетиции в Венской придворной опере, но в итоге и там постановку отменили: то ли из-за сложностей восприятия нового стиля, то ли из-за любовных отношений самого композитора. Но, несмотря на длинный путь, при поддержке короля Людвига II Баварского премьера состоялась! Хотя опера и получила непонимание и нападки со стороны критиков, сам Вагнер её очень любил и называл памятником глубочайшей неразделённой любви.


Пришло время великих исполнителей. 7 июня 1872 года родился Леонид Витальевич Собинов — «первый тенор России», «родник русской лирики» и певец, мужские оперные образы которого считаются классикой исполнительского искусства.

Леонид Собинов начал свою вокальную деятельность с хора, где никак не выделялся среди остальных гимназистов. Но к 17 годам в голосе начал пробиваться тенор и благодаря счастливому случаю его заметили. Гимназический хор выступал на благотворительном вечере, а солист заболел. Собинов вызвался спеть главную партию, и сделал это так проникновенно и красиво, что после о нём заговорили.

Из училища Леонид Витальевич сразу же попал в Большой театр. В течение нескольких лет Собинов совмещал работу адвокатом в суде и службу в Большом театре, где с большим успехом шли постановки «Демона» Антона Рубинштейна и «Князя Игоря» Александра Бородина. Так или иначе, пришло время выбирать — «быть лучшим певцом среди юристов или лучшим юристом среди певцов». И, как мы уже не раз видели, музыка оказалась сильнее юридической науки.

Заслугу Леонида Собинова перед театром нельзя переоценить — соединив в своём исполнении традиции итальянской и русской школы, добавив образам драматизма и лиричности, он стал эталоном для многих исполнителей на годы вперёд.


Через 10 лет — 17 июня 1882 года появится на свет один из самых неоднозначных, эклектичных и самобытных композиторов Игорь Фёдорович Стравинский.


«Я вобрал в себя всю историю музыки».

Портрет Стравинского Пикассо
Пабло Пикассо «Портрет И. Стравинского»


Имя Игоря Стравинского стало популярным благодаря Сергею Дягилеву. В поисках композитора для нового балета «Русских сезонов» он обратился к необычному и никому не известному Стравинскому.

25 июня 1910 в Париже в театре «Гранд-Опера» состоялась премьера балета «Жар-птица». Это был дикий восторг и абсолютный успех. О молодом композиторе заговорил весь Париж. В один момент Стравинский стал самым модным и популярным русским в Европе. Но публика, которая обожала этого дерзкого юношу, через несколько лет «закидала его камнями», не приняв его «варварскую» музыку к балету «Весна священная».

А в 1982 году партитура «Весны священной» была продана на аукционе меценату Паулю Захеру за 548 000 $. Эта сумма стала самой большой, которую давали за автограф какого-либо композитора.

Чтобы понять масштаб личности Стравинского, несколько интересных фактов о нём:

  • Стравинский был необычайным трудоголиком. В молодости он мог без перерыва работать по 18 часов, и даже в 75 лет — по 10. Обычный распорядок дня состоял из 4-5 часов, выделенных на сочинение музыки, а после обеда 5-6 часов — занятия оркестровкой или переложениями. Творческое наследие Стравинского насчитывает более 7,5 тысяч страниц нотных партитур.
  • Стравинский был полиглотом: свободно владел четырьмя языками, а писал на семи. Он много читал, и круг его интересов был очень широким — от философии и истории искусств до математики и психологии.
  • Римский-Корсаков — один из учителей Игоря Стравинского, отговорил его поступать в консерваторию, чтобы не тратить время на теорию, а заниматься лишь практикой.
  • Долгое время музыка Игоря Стравинского была запрещена в Советском союзе и за увлечение творчеством композитора студентов исключали из консерватории.
  • Стравинский познакомился с Пабло Пикассо при постановке балета «Парад» для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. За время совместной работы Пикассо нарисовал 3 портрета композитора, с одним из которых произошла забавная история.


«Я вёз с собою свой портрет, незадолго до того нарисованный Пикассо. Когда военные власти стали осматривать мой багаж, они наткнулись на этот рисунок и ни за что не хотели его пропустить. Меня спросили, что это такое, и когда я сказал, что это мой портрет, нарисованный одним очень известным художником, мне не поверили: „Это не портрет, а план“, — сказали они. „Да это план моего лица, а не чего-либо другого“, — уверял я. Однако убедить этих господ мне так и не удалось. Все эти пререкания отняли много времени, я опоздал на свой поезд, и мне пришлось остаться в Кьяссо до следующего утра. Что же касается моего портрета, то пришлось отослать его в Британское посольство в Риме на имя лорда Бернерса, который впоследствии переправил мне его в Париж дипломатической почтой». Игорь Стравинский «Хроника моей жизни»


Казалось, для него нет никаких рамок — он свободно обращался с формами, жанрами, постоянно искал новые сочетания, экспериментировал. По мнению современников, Стравинский — творец с тысячью лиц, и человек, который жил не в то время, по мнению самого композитора.


3 июня 1897 года родилась американская блюзовая певица Мемфис Минни. Она стала одной из самых влиятельных исполнительниц блюза, создав свой собственный стиль, в котором соединились традиции блюза южных штатов и музыка кантри.

Поэт Лэнгстон Хьюз описывает свои впечатления от выступления певицы: «Вдруг посреди шумного и дымного чикагского бара как по волшебству возникают болотистые протоки Дельты, хлопковые поля, пыль и солнце, полузаброшенные дороги, ночные гудки паровозов, комариный писк и деревенская почта, которая ещё ни разу не доставила письмо по нужному адресу. Все эти вещи живут в струнах гитары Мемфис Минни, которая благодаря электричеству звучит как какая-то огромная машина — нечто среднее между сварочным аппаратом и паровой мельницей».

Youtube канал Мемфис Минни



6 июня 1903 года — день рождения Арама Хачатуряна. Ещё один прекрасный пример того, как музыка прорывается изнутри и становится сильнее препятствий и непонимания близких. Этот уникальный композитор не получил начального музыкального образования, профессиональное приобщение к музыкальному искусству началось для Хачатуряна в возрасте 19 лет с поступлением в музыкальный техникум Гнесиных, сперва по классу виолончели, а затем — композиции.
Заслуга Хачатуряна в том, что он смог совместить мелодику народных восточных мотивов с классическими симфоническими традициями. Среди его знаменитых сочинений, шедевры мировой классики — балеты «Спартак» и «Гаянэ». Благодаря невероятной популярности «Танца с саблями», композитор получил прозвище «Мистер Сэйбрданс»:

«Есть в моём музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это „Танец с саблями“ из „Гаянэ“. Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнёт расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как „мистера Сэйбрданс“: от английских слов sabre — сабля и dance — танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым».



Ещё один музыкальный экспериментатор и шутник  Лерой Андерсон — родился 29 июня 1908 года. Казалось бы, серьёзный человек с классическим образованием — бакалавр музыки, руководитель оркестра и дирижёр, автор фортепианных концертов. Но работа со звуком, поиск необычных «инструментов» и чувство юмора привели к созданию лёгких смешных произведений, самое известное из которых — «Пьеса для пишущей машинки с оркестром».



В июне 1948 года на радость всем меломанам фирма грамзаписи Columbia Records разработала новую систему записи пластинок и выпустила долгоиграющие пластинки — на каждой стороне можно было записать 23 минуты музыки. Для сравнения раньше на пластинках было по одной песне с каждой стороны.



Иллюстрация: «Солнечный день в саду» Константин Коровин

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.