Наши педагоги

Елена Мартьянова

Елена Мартьянова
педагог по гуслям звончатым
  • дипломант конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств 2014 года»
  • лауреат Всероссийских и Международных конкурсов: II международный конкурс исполнителей на многострунных инструментах имени Веры Городовской, VII Артиады народов России и др.
  • в разное время играла с коллективами: русское шоу «Московский каприз», эпик-фолк-метал группа «Иван Царевич», в годы учёбы — ансамбль гусляров «Купина»
  • артистка ансамбля русской музыки и танца «Садко» под руководством Дарьи Волынской

Поговорили с Еленой Мартьяновой о безграничных жанровых и репертуарных возможностях гуслей, фестивале «Нашествие», персоноцентрированном подходе в обучении, о том, как создавалась «Рождественская сказка» и с кем мечтает сыграть на одной сцене.


— Елена, расскажите немного о себе, о своём творческом и профессиональном пути, о том, как стали работать в школе.

Я окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных в классе уникального преподавателя, энтузиаста своего дела и настоящего пропагандиста гуслей звончатых, заслуженной артистки РФ, профессора — Любови Яковлевны Жук. Мой преподавательский стаж уже более 20 лет. За это время многие ученики становились лауреатами различных конкурсов и фестивалей, участвовали в самых разных концертах и проектах.

В нашу школу я пришла ещё будучи студенткой музыкального колледжа имени А. Г. Шнитке. Мой профессиональный педагогический рост происходил в стенах ДМШ имени А. К. Лядова. Я очень благодарна своим коллегам и администрации: Алле Николаевне Башкатовой, которая была заведующей отдела, Елене Николаевне Соколовой, Юлии Владимировне Вагранской, Наталье Рамисовне Алиевой, Ларисе Григорьевне Савенковой. И многим другим за поддержку, профессиональный пример, дружеское участие и за всё то, благодаря чему вот уже 20 лет я с радостью работаю именно в этой школе и люблю её всей душой!

— Как вы думаете, мы выбираем инструмент или инструмент нас? Как у вас было?

Мне кажется, у нас это взаимно и обоюдно. :-) От многих я слышу, что гусли как будто являются продолжением меня, что сложно представить меня без гуслей. Конечно, я верю, что всё в нашей жизни не случайно.

Как я уже говорила, Любовь Яковлевна могла вдохновить и влюбить в свой инструмент практически каждого, «заразить» своим энтузиазмом. У меня же с детства была любовь к народной музыке, русским инструментам, аутентичности, национальным корням — как говорится, зерно попало на благодатную почву.

Есть мнение, что ученик должен быть внутренне готов к встрече с педагогом, тогда эта встреча и произойдёт. Видимо, так и случилось.

— Гусли — народный инструмент. Значит ли это, что репертуар ограничен фольклорной музыкой?

Да, безусловно, гусли — это, прежде всего, исконно русский инструмент, символ русской культуры. И мы стараемся сохранять традиции и нести в массы русскую культуру. Поэтому значительную часть репертуара составляет русская народная и духовная музыка, обработки народных мелодий, былины, баллады, эпические произведения, а также современная фолк-музыка.

Но на сегодняшний день гусли — это и академический профессиональный инструмент. И репертуар полностью соответствует всем требованиям, как и при обучении на других академических инструментах.

Репертуар гусляров включает в себя большой пласт сочинений русских и зарубежных композиторов-классиков. Моими любимыми произведениями на гуслях являются произведения А. Вивальди, Г. Генделя, И. Баха, Г. Телемана и многих других.

У нас также много академической музыки, произведений крупной формы: концерты, сонаты, сюиты. Многие современные композиторы пишут специально для гуслей. Один из моих любимых композиторов, а также мой педагог и наставник — заслуженный артист России Виктор Иванович Маляров — создал для гуслей множество прекрасных произведений, например, сюита «Краски мира» (в которой собрана музыка народов мира: испанские, ирландские, греческие, цыганские, украинские, еврейские мелодии, музыка кантри и другие), «Иллюзии», написанные в современных композиторских техниках, прекрасные детские сюиты и множество других сочинений. Такие современные композиторы, как В. Беляев, В. Биберган, В. Бояшов, В. Кулёв, Е. Панченко, Е. Дербенко, А. Муравлев, А. Микита, А. Курченко, В. Николаев, А. Ларин, К. Шаханов и многие другие создают для гуслей произведения самых разных жанров и стилей — от единичных пьес до больших циклов, произведений крупной формы.

Гусли очень востребованы и в популярной современной музыке. На них часто исполняют эстрадную музыку, музыку в джазовом стиле, в стилях фолк, этно, фолк-рок, клубную музыку и много другой разнообразной музыки. Одним словом, благодаря такой «яркой палитре» в репертуаре для гуслей каждый исполнитель может найти для себя то, что ближе лично для него.


— Дмитрий Парамонов выступает за сохранение традиций, истоков, историческое звучание. Какое направление в исполнении ближе вам? Участвуете ли в реконструкциях и что больше всего любите исполнять?

Я очень уважаю деятельность Дмитрия Парамонова, как и всех тех, кто сохраняет и развивает традиционную игру на этом прекрасном инструменте.

Так сложилось, что в реконструкциях я не участвовала, хотя уверена, что это было бы очень интересно и познавательно. И я рада, что есть люди, которые активно занимаются реконструкциями. Это очень важно!

Я, безусловно, за сохранение традиций, но и за развитие инструмента в контексте современной культуры.

Если говорить о сольном исполнительстве, то мне ближе всего концертная академическая музыка. Если речь идёт об ансамблевом музицировании или игре в группе, то я люблю исполнять самую разнообразную музыку — от народной, классической музыки до бардовских песен и фолк-рока. Я также очень люблю этническую музыку разных народов. У нас с Юлией Вагранской (педагог по гитаре) есть замечательный дуэт «Гармония». Мы часто исполняем музыку народов мира. Юлия делает очень интересные аранжировки, и наши пьесы звучат в современном фолк-стиле.

— Как вы относитесь к экспериментам с использованием гуслей и какой самый смелый был у вас?

К новым начинаниям и всевозможным экспериментам я отношусь прекрасно. Несколько лет я была участницей эпик-фолк-метал группы «Иван Царевич». Эта группа — сплав русского эпоса и фольклора с одной стороны, а также синтез современной тяжёлой музыки с другой. Поскольку тематика у группы патриотическая, то гусли чудесным образом вписались в её концепцию. На инструмент устанавливались гитарные звукосниматели и подключались к специальной аппаратуре. Поначалу было очень непривычно играть на сцене с инструментами рок-группы: с электрогитарами, ударной установкой — с «тяжёлым» звуком. Но потом я прониклась этой мощной энергетикой, масштабами, и очень полюбила этот стиль. Мы выступали на больших сценах, на масштабных фестивалях, на байк-шоу, на фестивале «Нашествие». Я всё время с большой ностальгией вспоминаю тот период, это было незабываемо.

Продолжая тему, хочется также рассказать о невероятной душевности пения песен под гусли. Не знаю, можно ли это назвать экспериментом, но было время, когда в походах мы с друзьями пели песни у костра не под гитару, а под гусли. Всем очень нравилось, и меня просили привозить гусли каждый раз. Это даже стало нашей традицией.

— На кого вы ориентируетесь в своём творчестве, исполнительстве?

Невероятно много талантливых и высокопрофессиональных исполнителей, музыкантов-инструменталистов и вокалистов. Мои ориентиры значительно меняются в зависимости от возраста, творческих периодов. В целом, я всегда ориентировалась на своих замечательных педагогов, у которых мне посчастливилось учиться. Иногда я ориентируюсь на актёров, режиссёров, представителей других творческих профессий или просто на одарённых и увлечённых своим делом профессионалов. Потому что музыкант — это не только человек, исполняющий музыку на инструменте, а очень обширное понятие. Это ещё и актёрское мастерство, харизма, умение увлечь слушателя, удержать его внимание, быть интересной личностью, быть наполненным внутренне, чтобы было чем поделиться на сцене и в педагогике.

Если говорить конкретно об исполнительстве, то в большей мере я ориентируюсь на вокалистов. Поскольку самый первый и самый естественный музыкальный инструмент — это человеческий голос. И чем больше в исполнительстве музыканта-инструменталиста «вокальности», чем больше звучание инструментальных музыкальных фраз напоминает вокальные фразы, тем лучше это воспринимается слушателем.

Из исполнителей, например, меня восхищает Екатерина Мочалова, домристка, солистка оркестра Осипова, которая удивительным образом сочетает искромётную технику, невероятную искренность и эмоциональность, масштабность исполнения и естественность.

— Если не гусли, какой инструмент вы бы выбрали?

Мне очень нравятся виолончель, баян и арфа. Для исполнительства на сцене, наверное, я могла бы выбрать виолончель или арфу. Или белорусские цимбалы — это потрясающий инструмент.

По звучанию, тембральным характеристикам, техническим возможностям, мобильности мой любимый инструмент — баян. Моей профессиональной судьбе я также во многом благодарна этому уникальному инструменту. Когда мне было 4 года, и я была с бабушкой в деревне, на деревенском празднике выступал баянист. Когда он вышел во двор, все дети обступили его, но минут через 15 разбежались. Я же осталась рядом, на несколько часов заворожённо слушая его игру, засыпая его вопросами. До сих пор помню то состояние зачарованности музыкой и инструментом.

— В чём вы видите свою задачу как педагога?

Как бы пафосно это ни прозвучало, но глобально я ориентируюсь на воспитание подрастающего поколения. На воспитание в детях любви, уважения к своей культуре, к своей стране, к старшим, на привитие морально-этических ценностей.

Если говорить о персоноцентрированном подходе к каждому ребёнку, то я вижу своей задачей дать каждому ученику инструменты, благодаря которым он научится выражать себя, свои эмоции и чувства, сможет самореализоваться в творчестве, стать смелее и увереннее в себе, подружиться с музыкой и творчеством на долгие годы, выступать на сцене, получать положительные эмоции, взаимодействовать с другими людьми и многое другое, можно перечислять очень долго.

— На что прежде всего обращаете внимание учеников на занятиях?

В первую очередь я стараюсь научить своих учеников думать, анализировать и учиться самостоятельности. Чтобы они не привыкали во всём опираться на педагога, чтобы не создавалось ощущения, что кто-то сделает за них. Моя задача — помочь ученикам научиться самостоятельно анализировать свою игру, свои успехи и ошибки, задавать другим и себе вопросы: «Что сделать для того, чтобы получилось, как этого добиться?»

С точки зрения музыкального процесса, в первую очередь я обращаю внимание на качество звукоизвлечения, на интонацию, с которой исполняются музыкальные фразы. Как писал Б. Асафьев в своей книге «Музыкальная форма как процесс»: «Если музыка не интонируема, она не слышима».

Я всегда также обращаю внимание учеников на внешнюю подачу, на артистизм. Это непременно красивая осанка, улыбка, эмоциональность и самоотдача во время исполнения музыкальных произведений.

— Есть ли отличия в преподавании игре на гуслях и на других инструментах, помимо техники, конечно?

Думаю, что общемузыкальные законы и правила едины. Для того чтобы научиться играть профессионально на любом инструменте, потребуются труд, регулярные занятия, определённые усилия и большая самоотдача.

И всё-таки особенности исполнения на гуслях, конечно, есть. У них достаточно протяжный, долго не гаснущий звук, поэтому и называется инструмент «гусли звончатые». Это необходимо учитывать во время исполнения. Следить за техниками глушения струн, чтобы не оставалось протяжного шлейфа от предыдущих гармоний, чтобы не нарушалась чистота звучания.

Аккорды на гуслях исполняются не так, как на других инструментах (когда берутся звуки аккорда), а наоборот. Нужно поставить руку на вводный аккорд к исполняемому, необходимо заглушить ненужные звуки, а нужные оставить открытыми. Безусловно, есть и другие технические особенности игры, как и на любом инструменте. В остальном особых отличий нет. Музыкант может выразить себя на любом инструменте: как я уже упоминала выше, музыкальные законы едины.

Хочется отметить ещё один важный плюс у исполнительства на гуслях. Посадка и постановка рук невероятно физиологичны. Никаких зажимов и неудобных поз при игре. Наоборот, чем расслабленнее руки, тем лучше для исполнения.

— В этом году вы набираете детей в свой класс. Что бы вы сказали своим будущим ученикам?

Я хотела бы сказать, что гусли — это уникальнейший инструмент, это сочетание гармонии и красоты, это наши генетические корни, в которых заложено всё самое доброе и светлое. И я считаю, что любой, кто сможет соприкоснуться с этим поистине удивительным инструментом, станет намного счастливее и сделает свою жизнь интереснее и насыщеннее.

У гуслей большие перспективы, прекрасный, проникающий в душу звук и тембр, репертуар — это кладезь истории и развития нашего общества, а исполнительство на гуслях — это очень приятное, радостное и увлекательное занятие.

И я бы закончила такими словами: «Приходите, будет очень интересно и увлекательно. Будем музицировать, общаться, играть в ансамблях, выступать на сцене, узнавать новое, развиваться и соприкасаться с большим пластом самой разной музыки и знаний».

На самом деле, ученикам, как правило, не приходится ничего объяснять. Когда дети слышат звуки гуслей, они автоматически откликаются, они всё чувствуют. А все вышесказанные слова актуальны, скорее, для родителей учеников. :-)

— Что для вас самое важное в общении с детьми?

В общении с детьми очень важна искренность, уважение к их внутреннему миру, доброжелательность и взаимопонимание. Дети, как известно, всё чувствуют, их не обманешь.

Каждый ученик — это личность, со своим характером, темпераментом, интересами. И очень важно разглядеть сильные стороны ученика, помочь раскрыть их, не задавить творческие порывы. В музыкальной терапии, например, есть метод, который называется «персоноцентрированный подход». Он основывается на большом внимании к личности человека, учитывает все его индивидуальные особенности. На мой взгляд, подобный подход очень важен и в педагогической практике.

— В чём вы видите свой успех, результат вашей работы в школе?

Само понятие «успех», на мой взгляд, очень субъективно. Сколько людей, столько и мнений. Я, скорее, придерживаюсь таких постулатов, как качество и профессионализм. Всё, что бы я ни делала, стараюсь сделать с максимальной отдачей. Даже если это исполнение первоклассником на концерте «В траве сидел кузнечик». Своих учеников я приучаю к тому же. Мы стараемся продумать все детали: от подготовки к выступлению, от внешнего вида — сценического костюма, причёски, до внутреннего состояния перед выступлением и на сцене.

Когда я ещё училась в колледже, у меня появился личный критерий оценки — «чтобы было не стыдно». И с тех пор, я всё оцениваю таким образом. Если я сама довольна результатом, то совершенно не важно, как это будет оценено окружающими. При таком подходе отступает сценическое волнение, сомнения, неуверенность. Я считаю, что очень важно выбрать свой путь, ставить достойные цели, двигаться к ним и стараться это делать по максимуму качественно, с полной самоотдачей. Как правило, при таком подходе отдача от публики и окружающих соответствующая.


— Для Рождественского марафона в прошлом году вы подготовили потрясающий номер с гуслями и синтезаторами. Расскажите про него: как пришла идея, как дети отреагировали, долго ли репетировали.

Для Рождественского марафона мы поставили номер-мюзикл «Рождественская сказка» на музыку В. Малярова и слова Д. Волкова. Номер мы ставили вдвоём с невероятно энергичной и талантливой Соколовой Еленой Николаевной — преподавательницей по классу клавишного синтезатора, аранжировки, музыкальной информатики. Сольную вокальную партию исполняли ученицы прекрасного преподавателя нашей школы — Наталии Германовны Давыдовой, чем очень украсили номер и за что мы очень благодарны. Остальные дети в процессе репетиций тоже запели, что было очень необычно и радостно. В результате — все пели хором :-) Также в номере принимала участие флейтистка — выпускница класса Татьяны Михайловны Майоровой, чем украсила и разнообразила наш номер.

Поскольку помимо своего основного образования у меня есть дополнительное образование по специальности клавишный синтезатор, аранжировка в классе клавишного синтезатора и компьютерных технологий, а также по специальности музыкальная терапия, то я всячески приветствую сочетание акустических гуслей с электронными инструментами, а также синтез разных видов искусств. Считаю его применение важным и очень актуальным в рамках современной музыкальной школы. Поэтому идея создания подобных проектов появилась давно, более того, мы и раньше пробовали ставить номера подобного рода, но не в таком масштабе.

Идея конкретно этого Рождественского номера пришла к нам совместно с Еленой Николаевной Соколовой. Она в основном занималась аранжировкой, я — постановкой и общей режиссурой номера. Хотя, конечно, наши обязанности часто пересекались, и номер мы ставили в тесном содружестве. Репетировали около двух месяцев. В общей сложности в номере участвовало более 20 учащихся. Дети были в восторге, и с нетерпением ждут продолжения постановки подобных номеров и участия в большом ансамбле.

В данном проекте дети пели, играли на музыкальных инструментах (на гуслях, клавишных синтезаторах, перкуссии, флейте), участвовали в театрализованном действии с использованием сценического движения, принимали участие в украшении сцены, продумывали костюмы, подавали идеи.

Видно было, что для детей творчество такого рода очень интересно, увлекательно и вызывает восторг. А мы, педагоги, были счастливы от того, что глаза детей горели, и они бежали на репетиции с большим энтузиазмом.

Хочется также выразить благодарность Михаилу Крестову, который нам очень помог с микрофонами и звукорежиссурой. А в процессе репетиций увлёк детей рассказами о микрофонах и аппаратуре. И, конечно, хочется выразить слова благодарности нашему замечательному директору — Ксении Валерьевне Олейниковой за то, что она вдохновляет нас на творческие инициативы и всячески поддерживает любые начинания и идеи. Это очень ценно!

— Лена, мы тоже ждём новых номеров! И последний вопрос, личный — с кем мечтаете сыграть на одной сцене?

Это очень интересный вопрос. :-) На самом деле, много прекрасных и высокопрофессиональных исполнителей, с которыми я бы с радостью выступила бы и помузицировала.

Думаю, что было бы очень душевно сыграть с Пелагеей. Мне очень нравится её искренность, естественность, масштабность, мощь в сочетании с нежностью и женственностью, а также стиль её группы. Пелагея — олицетворение русской души на сцене. Мне всё это очень близко.

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.