История инструмента

Из истории народных инструментов

Сегодня разговор о народных музыкальных инструментах был бы неполным без обращения к традициям нашей страны и к истории появления самобытных русских инструментов. Народное творчество хранит в себе память веков, специфические национальные черты нашего народа. Духовная жизнь, бытовой уклад, эстетические и нравственные устои — всё нашло отражение в музыке и... способах её исполнения.

Погрузиться в историю нам помогают «свидетели» того времени: фрески, иконы, миниатюры рукописей, лубочные картинки, археологические находки, легенды, сказки, предания. Благодаря ним мы знаем, что практически все крестьяне играли на каких-либо инструментах и сами их делали из подручных материалов. Музыка и обучение игре на инструментах неразрывно связаны с играми и работой в русских деревнях.

Например, на фресках в башне Софийского собора (заложен в 1037 г.) изображены скоморохи, играющие на арфе, трубе и флейте, плясуны, водящие хоровод. Подобные изображения есть и в Дмитриевском соборе во Владимире (XII век), на новгородской иконе «Знамение», в Летописном своде 1205-1206 годов.

В Киевской Руси по предположениям исследователей были известны такие музыкальные инструменты:

  • рога и деревянные трубы (духовые ратные и охотничьи);
  • колокольчики и бубенцы, глиняные свистульки (обрядовые);
  • калюка и кугиклы (духовой обрядовый);
  • гусли (струнный);
  • сопель и свирель (духовые ратные инструменты достигали длины в аршин);
  • било (ударный сигнальный и обрядовый).


В те времена в Древней Руси творчество скоморохов и гусляров осуждалось церковью и признавалось бесовством. Поэтому народные музыкальные инструменты были не в почёте у власти, изымались и уничтожались. Так, в одной из летописей приведён указ, который требует искоренения скоморошества:

«...где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовския игры велеть жечь...».

Благо, что эти времена тоже прошли и народ продолжал творить и жить вместе с музыкой. В XIX веке начинают появляться первые пособия по обучению игре на народных инструментах. А к концу века оформляется идея создания первого оркестра русских народных инструментов.


Первый народный оркестр

Первый коллектив народников был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым. Сначала это был Кружок любителей игры на балалайке, но после успешных концертов в России и за рубежом он получил название Великорусского оркестра. А уже после Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов стали появляться повсеместно. Какие же инструменты входили в состав народного оркестра? Сначала это были домры, балалайки, гусли, баяны и жалейки (духовой инструмент). Конечно, состав оркестра постоянно варьировался и постепенно расширялся другими русскими народными инструментами.


Инструменты русского народного оркестра

Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы:

  • Струнные: домры, балалайки и гусли.
  • Гармоники и баяны.
  • Духовые инструменты: рожок, жалейка, свирель, кугиклы, свистульки и др.
  • Ударные: ложки, бубенцы, колокольчики, дрова, шаркун, трещотки, кокошник и др.


Верхние строки партитуры русского народного оркестра занимают струнные инструменты, а именно — домры. Расскажем чуть подробнее о большинстве инструментов по порядку.

Домра

Струнные

Домра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус — полусферической формы, звук производится с помощью медиатора. Обладает бархатным тембром и значительным техническим потенциалом. Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы, — связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты.

Домры бывают двух модификаций: трёхструнные и четырёхструнные, при этом следует отметить, что четырёхструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые делятся на подвиды по размеру, диапазону и настройке: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.

Читайте интервью с нашим педагогом по домре А. Н. Башкатовой →

Балалайка — трёхструнный инструмент с корпусом треугольной формы. Звук мягкий, но довольно звонкий; тембр — нежный и тёплый. Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн. Исполнительские приёмы — многообразны: бряцание, дробь, тремоло, пиццикато. В народном оркестре играют балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Они отличаются размерами, настройкой и диапазоном.

Гусли. У этого старинного инструмента разновидностей очень много. В русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты: щипковые и клавишные гусли. По-другому их ещё называют концертными или академическими. Но если того требует замысел композитора, то в ход идут крыловидные, или звончатые, гусли.

Клавишные гусли устанавливаются на металлической раме с ножками, на которой натянуты струны. С левой стороны у инструмента встроена небольшая клавиатура. Работает она следующим образом: при нажатии клавиши открываются и звучат только определённые струны. Играют на таких гуслях с помощью медиатора, а основные исполнительские приёмы — глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав.

Щипковые гусли тоже установлены на ножках: металлическая рама с металлическими струнами. Они натянуты в двух разных по высоте плоскостях. Звук извлекается благодаря защипыванию струн пальцами обеих рук

Читайте также интервью с нашим педагогом по гуслям Еленой Мартьяновой →

Первые упоминания о гуслях начинают встречаться с эпохи Киевской Руси в лубочных картинках, летописях, житиях святых, фресках и различных сказках, пословицах и песнях.

Например, письменные источники с конца X — начала XI веков дают сведения о нескольких исторических лицах, умеющих играть на гуслях, и упомянутых в былинах.

Среди них Добрыня Никитич — богатырских дел мастер в Новгороде, Киеве, Чернигове и Москве.

Садко — богатый гость, герой новгородских былин. Кстати, Садко — имя историческое, которое встречается в новгородских летописях. В одной из них (1167 г.) содержится запись о том, что Садко построил храм Бориса и Глеба в Новгороде.

Вещий Боян, который родился не позже 1006 г. и жил примерно 95 лет. А свои песни начал слагать шестнадцатилетним юношей.

Но наиболее раннее упоминание в письменных источниках относится к 1015 году, и встречается в древнейшей летописи житии Фёдора Печерского «Овы гусльми гласы испускающее» и свидетельствующие о гусельной игре.

Баян


Гармоники оркестровые

В большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные — басовые партии. Без баяна сегодня невозможно представить ни один народных оркестр.

В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т. д. Разновидности оркестровых гармоник: сопрано, альт, тенор и контрабас.

Звук гармоник обладает большой звуковой силой и по тембру значительно отличается от остальных народных инструментов. Именно поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты.

Читайте интервью с нашим педагогом по баяну и аккордеону О. Н. Никитиной →

Рожки

Духовые

В русском народном оркестре входят не только инструменты русского происхождения: жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки, кугиклы, владимирские рожки — но и европейские. Среди них: флейта, флейта-пикколо, гобой и английский рожок.

Деревянный духовой инструмент под названием владимирский рожок обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор.

Есть один русский инструмент, который часто называют народной флейтой — это свирель. По форме и тембровому окрасу она напоминает продольную флейту.

Уже не раз мы упомянули про жалейку — инструмент весьма простой конструкции, состоящий из трубочки длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки отличаются размером, конструкцией и высотой звучания.

Европейские народные инструменты тоже стали частью нашего народного оркестра. И их заслуги очевидны. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью. Мелодии, исполняемые на флейта-пикколо, — пронизывают до глубины души. А гобой используется очень часто, потому что обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но с бо́льшим диапазоном. Его звук отличается особенной выразительностью и проникновенностью.

Ложки

Ударные

В русском народном оркестре, как и в любом другом, без ударных инструментов ничего бы не получилось. Здесь есть и традиционные для симфонического оркестра инструменты: литавры, тарелки, треугольник, колокола, ксилофон, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре звучат ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, коробочки, шаркуны и дрова.

  • Ложки — обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий.
  • Трещотки — нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании издают щёлкающий звук.
  • Дрова — ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скреплённые верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками.
  • Шаркун — деревянная погремушка, внутри которой насыпан сухой горох.
  • Коробочка — это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками.
  • Колокольчик — открытая к низу металлическая чашечка с закреплённым к низу ударником (язычком). Колокольчик (в сравнении с бубенцами) более чист и ярок по тембру.
  • Бубенчик — полый шар, в котором катается металлический шарик (иногда несколько). При встряске шарик ударяется о стенки и извлекает звук. Звук бубенчика (в сравнении с колокольчиком) тускловат; звук менее продолжителен. Его преимущество — он звучит в любом положении.

Интересные факты

  • В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России.
  • В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку, вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз.
  • В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней.
  • Балалайка и домра — это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы.
  • В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках — всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи.
  • Ученые предполагают, что самыми древними музыкальными инструментами на Земле являются струнные. Считается, что первым таким инструментом был... охотничий лук! Именно звучание тетивы натолкнуло людей на мысль о создании струн и первого полноценного струнного инструмента — арфы.
  • Однако самый старый инструмент, дошедший до нашего времени, является не струнным, а духовым. Это флейта, обнаруженная в 2009 году при раскопках на юго-западе Германии. Её возраст составляет свыше 35 тысяч лет.
  • Балалайка не зря получила статус народного инструмента. Корень в слове «балалайка» такой же, как и в «балакать», т. е. ненавязчиво говорить. Инструмент и впрямь чаще всего выступал в качестве аккомпаниатора для досуга крестьян.
  • Точный предок гуслей доподлинно неизвестен, но бытует мнение, что инструмент произошёл от древнегреческой кифары. Издревле их использовали в качестве аккомпанемента для голоса солиста.
  • Русскую гармонь — язычковый инструмент не следует путать с аккордеоном и баяном. Изделие попало в нашу страну вместе с нашествием татаро-монгол. Прародителем гармони является китайский инструмент под названием шен. Массовую популярность и народную любовь изделие получило лишь в 1830 году, пройдя длинный путь из Азии в Россию.
  • Чем гармонь отличается от аккордеона и баяна? Компактными размерами, меньшим количеством октав, на стандартной модели исполнитель извлекает лишь диатонические звуки, в исключительных случаях к ним прибавляются хроматические.


В завершение хочется сказать, что инструменты русского народного оркестра — вечны. И мы верим в это. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Сегодня к ним относятся весьма трепетно.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Народная музыка, созданная с помощью русских музыкальных инструментов, продолжает радовать своим звучанием слушателей как в огромных концертных залах нашей страны, так и за её пределами.


P.S. Для тех, кто особенно увлекается народными инструментами, мы настоятельно рекомендуем прочитать почти художественную книгу «Рассказы о русских народных инструментах». Вы прочувствуете их поэтичность, глубину и историю, и, возможно, ваши дети (или вы сами) захотите выбрать один из русских народных инструментов для изучения: книга по ссылке → 


Иллюстрация: «Маленький концерт с балалайкой» Н. П. Богданов-Бельский

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.