Наталья Фукс
/teachers-photo/fuchsnatalia2.jpg)
Поговорили с куратором программы по медиаискусству для детей «Эстетика синтеза» и руководителем методического центра «Медиаискусство» Натальей Фукс о необходимости развития междисциплинарного мышления, почему за ним будущее, с чего начинать знакомство с медиаискусством и о собственном вдохновении.
Современным искусством в общепринятом понимании являются художественные практики, сложившиеся во второй половине XX века и развивающиеся в настоящий момент. В этом смысле, конечно же, медиаискусство является одной из художественных практик современного искусства. Особенность медиаискусства заключается в том, что эта практика связана с использованием современных технологий в качестве выразительных средств. Именно с помощью технологий медиахудожники представляют свои идеи зрителю и таким образом расширяют границы современного искусства, делают современную культуру междисциплинарной.
В классической традиции началом истории медиаискусства принято считать возникновение фотографии и, в частности, экспериментальную фотографию. Например, работы Эдварда Мейбриджа, одного из создателей хронофотографии.
Однако есть и такая дисциплина как археология медиа, которая изучает технологии через призму исторического развития. И если мы посмотрим на использование инновационных технологий в культуре, то обнаружим, что такие феномены как панорамные фрески или купольная живопись тоже имеют непосредственное отношение к истории медиаискусства, поскольку являются предшественниками, например, виртуальной реальности.
Мой интерес к медиаискусству и медиакультуре возник ещё в школьные годы, но тогда, в середине 1990-х, цифровая культура в России только зарождалась. И мне пришлось пройти довольно долгий путь, прежде чем я получила специализированное образование в этой области и стала сама развивать это направление уже не только в России, но и в международном пространстве. Меня всегда привлекала метапредметность и междисциплинарность, а медиаискусство именно об этом. Оно связано с развитием креативного и инновационного мышления, с возможностью реализовать себя в самых разных контекстах.
С классики медиаискусства! Я бы рекомендовала познакомиться с наследием художника Нам Джун Пайка или с проектом американских концептуалистов и Билли Клювера “Experiments in Art and Technology”, с российскими первопроходцами, такими как Александр Скрябин с его идеями о светомузыке или Евгением Мурзиным, изобретателем синтезатора “АНС”. В качестве теоретической основы можно читать произведения Оливера Грау, его книги уже переведены на русский язык.
Да, так и есть. В медиаискусстве любое техническое средство является сообщением, любую технологию можно концептуализировать. Так в медиаискусстве есть видео-арт (видеоискусство), био-арт (биологическое искусство), нет-арт (сетевое искусство), саунд-арт (звуковое искусство), роботическое искусство и многие другие жанры.
За рубежом медиаискусство, безусловно, является одним из популярных направлений, представленных в любом творческом ВУЗе. Но и у нас такие программы есть, хотя всё ещё не так много, как хотелось бы. Медиаискусство преподают в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко. Есть магистерская программа Центра науки и искусства в Университете ИТМО в Санкт-Петербурге. В 2016 году я начала читать курс по истории медиаискусства в Московском Государственном Университете, и пока это единственный подобный курс для искусствоведов в крупных государственных университетах России.
К моменту поступления в школы искусств современные дети уже владеют современными технологиями на том уровне, чтобы осваивать творческие подходы к ним. Кроме того, междисциплинарность медиаискусства позволяет связывать между собой музыку с визуальной культурой, танец и интерактивные технологии. Так можно увидеть масштаб современной культуры, что, в свою очередь, может развить и особенный интерес к своей специализации. То есть введение медиаискусства в школьную программу является попыткой развернуть фокус внимания ребёнка от технологий, с которыми он привык соприкасаться каждый день, к более глубокому пониманию связей между современной культурой и историческим культурным наследием.
Этому возрасту свойственна пластичность, которая необходима для развития междисциплинарного мышления. Это очень важный тип мышления для будущего — с необходимостью осознавать комплексные процессы в профессиональном смысле, да и просто в жизни, мы сталкиваемся уже сейчас. Сочетание интереса к технологиям и творчеству у детей позволяет очень быстро осваивать навыки, необходимые для будущих медиахудожников. Умение творчески осмыслять современную технологическую реальность (а она уже стала повседневной) — это важная компетенция, которую мы и развиваем для будущих поколений.
Больше всего меня вдохновляет то, каким образом медиаискусство помогает увидеть связи между культурой, наукой и технологиями. Практики медиаискусства формулируют актуальные вопросы и помогают размышлять, относиться к современному миру с позиции осознанности и вовлечённости.