ИнтервьюПерформанс

Юлия Чекмасова

Юлия Чекмасова

Как инклюзия работает в перформансе, в чём разница между пластическим театром и хореографией, можно ли сочетать классический театр и современное искусство — читайте в интервью с хореографом, режиссёром-постановщиком и ведущей мастерской перформанса Юлией Чекмасовой.


— Юлия, вы хореограф и перформер. Как не запутаться в понятиях: в чём разница хореографии, пластического театра и перформанса?

Для начала, думаю, стоит определить, что их объединяет. Основным способом передачи смысла, идеи или темы является движение тела человека, точнее его различные положения и перемещения в пространстве, ответные реакции на внешнее и внутреннее воздействие — невербальная коммуникация. Рассуждать о различиях этих направлений можно бесконечно. На данный момент для себя определяю их в такую структуру:

Хореография — это вид искусства, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений. Соответственно, чтобы уметь это хорошо делать, необходимо технически совершенствовать своё тело и уметь им владеть. Все эмоции передаются зрителю только через движения, жесты и мимику артистов. Это в какой-то степени “точная наука” с различными стилями и каноническими примерами исполнения.

Пластический театр базируется также на физическом и танцевальном способе выражения, но уже в более реалистичной актёрской манере. В пластическом театре драматургия постановки и её форма может быть практически идентична вербальному спектаклю, актёрское воплощение образа через пластику становится более явным, движения актёров могут быть не столь замысловаты, но ближе восприятию зрителя. В подобных спектаклях может присутствовать текст и эмоциональные восклицания: представьте, диалог героев, в котором весь вербальный текст переосмыслен через их движения и характерную пластику тела.

Перформанс, на мой взгляд, отличается не только способом воплощения, но и по сути своей обращается к более открытому восприятию искусства — мультидисциплинарному и исследовательскому. И не важно танцуют в нём или просто стоят, говорят или молчат, взаимодействуют со зрителем или перформанс проходит в полном одиночестве. Это художественное высказывание: таким образом автор исследует окружающий мир или это способ рефлексии на события, происходящие с ним. А какими средствами или красками он выражает свою мысль зависит от его мировоззрения или сферы, в которой ему интересно провести эксперимент или исследование.

— Перформанс чаще всего заранее отрепетированная постановка или импровизационная?

Создание перформанса происходит в результате синтеза — исследование, импровизация на тему исследования и фиксация удачных моментов. Хотя, лучше сказать не импровизация, а поиск, потому что поиск подразумевает какую-то цель, желание найти верный способ выражения.

— Как вы сочетаете работу в классическом театре и в современном искусстве? Это параллельные независимые истории или они взаимодополняют друг друга?

Перформативность в театральном искусстве появилась не сейчас. В целом весь режиссёрский театр — это театр авторского высказывания. Попытка выстроить интересную и ясную драматургию, но при этом привнести авторское видение, переосмыслить историю или пьесу, найти актуальный способ существования артистов — в этом уже много элементов перформанса.

Скажем так, это зависит от материала или темы, на основе которого создаётся постановка и готовности всей команды к эксперименту.

— Тема инклюзии в культуре и в образовании за последние несколько лет звучит всё чаще. Музей «Гараж» выпустил недавно онлайн-платформу, где собрал теоретические материалы и практические решения в инклюзии. Расскажите о вашем опыте инклюзивных программ — как они работают в области перформанса?

Это очень интересная, глубокая и личная тема для меня. Более трёх лет я сотрудничаю с Театром Мимики и Жеста — это профессиональный театр глухих и слабослышащих актёров в Москве. Поэтому каждый раз при постановке спектакля, мы вместе разрабатываем такую схему, чтобы спектакль был интересен и понятен зрителям с разными возможностями восприятия. Многие из актёров театра и общества глухих принимают участие в инклюзивных программах музея «Гараж».

— Расскажите о вашей мастерской для детей, которую вы готовите для программы «Эстетика синтеза».

Основной фокус внимания мастерской уже заложен в названии программы «Эстетика синтеза».

С участниками мастерской мы сосредоточимся на способах распознавания невербальной коммуникации, узнаем какая информация может быть заложена в движения человека, научимся слушать своё тело и пространство. А также попробуем соединить свои движения и цифровое искусство.

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.