Медиаискусство

Знакомство с медиаискусством

Февральский выпуск Школьной газеты мы посвятили новому, очень интересному и прогрессивному творческому направлению — медиаискусству. Рассказываем о том, что такое медиаискусство, где его можно встретить и кто всё это придумал.


Медиаискусство (медиа-арт, новые медиа) — особое направление в современном искусстве, которое использует технологии для создания художественных образов. Например, звуковое сопровождение дополняет визуальное восприятие, цифровые форматы погружают зрителей в отдельные миры (виртуальная реальность), научные исследования ложатся в основу арт-экспериментов с собственным телом или микроорганизмами, а инженерные механизмы выполняют не только техническую роль, но и сами становятся объектами искусства.


Медиаискусство рядом

Даже если вы ничего не знаете о медиаискусстве, вы наверняка с ним сталкивались и уж точно видели: световые инсталляции на фасадах зданий — мэппинг на фестивале «Круг света», зрелищная компьютерная анимация, которая часто используется в фильмах или поющие фонтаны; в период пандемии музеи стали активно оцифровывать свои фонды и делать виртуальные прогулки. Например, посмотрите потрясающий проект Эрмитажа и Apple — пятичасовое путешествие по залам музея, снятое на iPhone 11 одним дублем.

Медиа-арт используется и в привычной городской среде. В аэропорту Сингапура установлена инсталляция «Кинетический дождь». Она состоит из более чем тысячи бронзовых капель, которые движутся в определённом рисунке, похожим на танец.

«Скульптура стремится быть источником локальной идентификации, а также предоставляет момент созерцания и размышления для пассажиров, путешествующих в напряжении и стрессе», — говорит команда ART COM, автор проекта.


Основные особенности 

1. Медиаискусство междисциплинарно, то есть для создания медиа-арта мастер (художник) соединяет несколько смежных направлений, что расширяет рамки художественной мысли и возможностей практически до бесконечности. Разные технические и художественные средства и области взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга и воплощаются в отдельном полотне. 

Технические открытия постепенно становились частью культуры, создавая новые жанры медиаискусства: с появлением камеры родился видеоарт, с появлением компьютеров — цифровое искусство (диджитал-арт), интернета — нет-арт, биотехнологий, генетики — био-арт и пр.

«Новые медиа создают виртуальную реальность, которая захватывает нас с головой. Мы понимаем, что всё понарошку, но сила нового искусства такова, что всеми чувствами мы оказываемся втянутыми в вымышленный мир, которому на самом деле не принадлежим».

«Виртуальное искусство: от иллюзии до погружения». Оливер Грау, исследователь новых медиа

2. Медиаискусство интерактивно — рассчитано на активное взаимодействие со зрителем. Зритель уже не просто наблюдатель, он становится соавтором работы. Медиаискусство вовлекает человека в свои процессы, погружает в своё пространство и благодаря этому начинает жить.

Например, работа студии Izobrulo — Polylight HeartHug. Это огромное сердце из световых трубок, которые начинают светиться, когда под ними обнимаются люди. Если под сердцем находится один человек или несколько людей, но они не обнимаются, а просто стоят рядом, сердце «перемигивается», светится по половинкам. Но как только люди начинают обниматься, сердце заполняется светом.


3. Если мы говорим о традиционном искусстве или даже современном, то как правило думаем о том, что хотел сказать автор, читаем описания, иногда погружаемся в творческую и личную биографию, чтобы понять его замысел. 

В медиаискусстве автор «растворяется», нет восприятия, основанного на личности художника. Взаимодействие с медиаартом происходит на основе внутреннего и эмоционального переживания зрителя — своеобразное самопознание, взгляд внутрь себя.

4. Часто произведения медиаискусства нематериальны, поэтому для них фестивальный формат подходит больше, чем музейный. Особенно если речь идёт о видеоарте или перформансе, который происходит здесь и сейчас. 

В мире более 600 фестивалей, так или иначе связанных с новыми медиа. Один из самых авторитетных, Ars Electronica, проходит в австрийском городе Линце ежегодно в начале сентября.


фото: Eric Kroll — Etherton Gallery

Знаковые имена в медиаискусстве

Основатель видеоарта — Нам Джун Пайк в своих перформансах и инсталляциях экспериментировал со способами изменения телевизионного изображения, которое приобретало новые смыслы.

Пайк встраивал телевизоры в роботов, выстраивал телевизоры в форме виолончели, и на них появлялись изображения, когда виолончелистка проводила смычком по своему инструменту. Или устанавливал в ряд телевизоры, в каждом из котором показывалась одна из фаз луны, или усаживал статую Будды перед телеэкраном, транслирующим самого Будду (его снимает камера, расположенная над монитором).

Одна из самых известных работ Пайка Electronic Superhighway («Электронная автострада») находится в Смитсоновском музее американского искусства. Это инсталляция из телевизоров в форме карты штатов материковой части США, Аляски и Гавайев. Границы проведены неоновыми трубками, точно такими, из которых делают вывески мотелей, заправок и забегаловок, расположенных вдоль шоссе и автострад. Телевизоры, находящиеся внутри штатов, показывают соответствующий им видеоряд: штат Оклахома — киномюзикл «Оклахома!», штат Кентукки — знаменитые конные скачки Дерби в Кентукки, штат Аляска — зимние пейзажи и т. д.

«Я использовал термин [информационная супермагистраль] в исследовании, которое написал для Фонда Рокфеллера в 1974. Я подумал: если ты создашь магистраль, люди непременно изобретут машины. Это диалектика. Если ты создашь электронные магистрали, что-то должно произойти».

Нам Джун Пайк

Два важных имени для био-арта — Джо Дэвис, интерес которого был направлен на микроорганизмы, и Стеларк, ставивший эксперименты на своём теле.

Джо Дэвис — художник и учёный (он сам не разделяет эти два вида деятельности) стоит у истоков био-арта. Его самый знаменитый проект Bacterial Radio («Бактериальное радио») получил «Золотую Нику» фестиваля Ars Electronica. Джо добавил кишечной палочке гены морской губки, благодаря чему бактерии стали обладать электрическими свойствами. Модифицированные бактерии потом собираются в цепь и ловят радиосигналы.

Стеларк занимался расширением возможностей человеческого тела с помощью биотехнологий. Художник создал себе «третью руку» — механический протез, двигающийся независимо от его рук и управляемый мозгом.

Самый эпатажный проект Стеларка — третье ухо. На основе данных его ДНК команда учёных вырастила третье ухо, которое потом художник поместил себе на руку. Полгода ухо приживалось, становясь единым целым с создателем, после чего превратилось в ещё один полноценный орган с собственным кровоснабжением. В 2010-м в ухо установили микрофон с блютуз, трансляция звуков «слышимых» новым органом велась в нескольких выставочных залах.


Начало компьютерного искусства связано с именем математика Фридера Наке. Его Polygon Drawings — один из ранних примеров создания визуального искусства с помощью авторской математической программы, которая на основе вероятностного подхода (у Наке — докторская степень как раз по теории вероятности) выдаёт паттерн и определяет его цвет.

Элвина Люсьера можно назвать пионером саунд-арта. В своих поисках он раскрывает потенциал звука, исследуя его физическую природу и траекторию движения, акустику пространств.

I am Sitting in A Room: «Само по себе произведение очень простое. Люсьер, находясь в комнате, записал свою речь, в которой он описывал, что он делает и почему. Затем сделанную запись он включал в этой же комнате и записывал её вновь. А затем он делал это снова, снова и снова, до тех пор пока от его слов не оставалось ничего, кроме непрерывного, протяжного гула, являющегося естественными резонансными частотами самой комнаты.

Таким образом, Люсьер, согласно голосу на записи, хотел избавиться от своего заикания, однако тема исследования пространства и звука и их влияния друг на друга будет не раз проскакивать в дальнейших работах художника.

I am Sitting in A Room произвела настоящий фурор. Многие художники и композиторы записывали свои версии этого произведения, а для некоторых она послужила вдохновением». © Artifex.ru


Группа учёных, инженеров и художников Experiments in Art and Technology (Билли Клювер, Фред Вальхауер, Роберт Раушенберг и Робер Уайтман) в своих перформансах успешно использовали новые медиатехнологии, например, систему беспроводной передачи звука, экспериментировали с оптическими эффектами и шумовой музыкой, изучали возможности тела и техники.

Open Score («Счёт открыт») — перформанс из серии «Девять вечеров: театр и инженерия». Он начинался как обычный теннисный матч. В ракетки были установлены специальные датчики, поэтому каждый удар сопровождался колокольным звоном и выключением одного из прожекторов. Через какое-то время зрители оказывались в темноте. В этот момент на «корт» вышли около пятисот волонтёров. Они выполняли незамысловатые действия, но наблюдать за этим зрители могли только через экраны, на которые выводилась картинка с инфракрасных камер.

«Конфликт моего произведения — в невозможности увидеть событие, происходящее прямо перед тобой. Единственное решение — посмотреть на экран. Получаются две формы действия: экран света и экран тьмы», — рассказывал Раушенберг.


Больше интересного о медиаискусстве и его развитии в образовательной среде читайте в интервью с руководителем методического центра «Медиаискусство», международным куратором и исследователем новых медиа Натальей Фукс »




Фото обложки: Нам Джун Пайк «Electronic Superhighway»
from Pinterest

Спасибо за сообщение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.