Выпуск Июль 2020 года
Слово директора
/teachers-photo/oleynikova_ksenia.jpg)
Здравствуйте!
Дорогие родители, дети и преподаватели, вот уже середина лета и осталось всего шесть недель до начала учебного года. Очень жду и надеюсь, что наши очные занятия возобновятся в полном объёме.
А пока лето, предлагаю продолжить читать на досуге нашу Газету, узнавать больше о направлениях в нашей школе, талантливых преподавателях, учениках и о мире музыки в целом. Сегодня поговорим о народном музыкальном творчестве.
Я уверена, что ни одна нация не должна допустить, чтобы народные традиции предавались забвению. Без истории мы — лишь мгновение. Одна из задач нашей школы — работать с современным обществом и передавать знания о самобытных музыкальных традициях как культурной основы русского народа.
Конечно, разговор о русской культуре невозможно отделить от остального мира. Для всестороннего духовного развития важно знать не только традиции своего народа, но и мировые. Видеть взаимовлияние, закономерности, с чего всё начиналось и как развивалось. Всё это находит прямой отклик в современной музыкальной культуре и показывает нам, как важно преодолевать национальные различия, понимать culture language и быть открытыми к новому.
С развитием цифровых технологий, например, у нас появилась ещё одна возможность для сохранения наших музыкальных традиций. И нам важно не упустить её, а воспользоваться новыми «инструментами» времени, чтобы через синтез народного искусства с современным передать память будущим поколениям.
Мне очень хочется реализовать в нашей школе такую идею. Делать недели, четверти или семестры, посвящённые народным традициям — с погружением в контекст, с песнями, хороводами, игрой на всевозможных народных инструментах. Причём я говорю не только о русской культуре, но и мировой.
А сейчас хочу отметить, что в школе мы уже реализуем синтез искусств и направлений. Почитайте, например, о нашем детском ансамбле, который сделал удивительную коллаборацию: гусли, синтезатор и вокал (в интервью Елены Мартьяновой). И всё это стало возможным благодаря поддержке, увлечённости и инициативе каждого из нас: преподавателей, родителей и учеников. Именно на такие проекты тоже хочется ориентироваться в будущем, но при этом не забывая, а поддерживая наши национальные корни.
Ваша
Ксения Олейникова
Школьные новости. Июль
Июль — самый спокойный месяц в школе. Событий не так много, но есть чем поделиться. В сегодняшнем выпуске — онлайн-выпускной, участие в международной конференции «Культура и медиа. Опыты XXI века» и анонс нового масштабного образовательного проекта «Мастерские», который стартует 10 августа. Поехали!
читать/gazeta/JULY/kotiki_lyadova-july.jpg)
Из истории народных инструментов
Сегодня разговор о народных музыкальных инструментах был бы неполным без обращения к традициям нашей страны и к истории появления самобытных русских инструментов. Народное творчество хранит в себе память веков, специфические национальные черты нашего народа. Духовная жизнь, бытовой уклад, эстетические и нравственные устои — всё нашло отражение в музыке и... способах её исполнения.
читать/gazeta/JULY/iz_istorii_narodnyh_instrumentov.jpg)
Алла Николаевна Башкатова
Наш педагог по домре рассказывает о том, что такое «бацилла» народных инструментов, зачем развивать эмоциональность и о своей любви к симфоническим оркестрам. Вспоминает о случае в ДК Железнодорожников, который сильно повлиял на неё, и открывает секрет хороших отношений с детьми.
К нашей беседе мы добавили видео с Дарьей Новиковой с краткой историей инструмента и с романтическим признанием к домре.
/teachers-photo/bashkatova.jpg)
Елена Мартьянова
«Гусли — это уникальнейший инструмент, это сочетание гармонии и красоты, это наши генетические корни, в которых заложено всё самое доброе и светлое. И я считаю, что любой, кто сможет соприкоснуться с этим поистине удивительным инструментом, станет намного счастливее и сделает свою жизнь интереснее и насыщеннее».
Поговорили с Еленой Мартьяновой о безграничных жанровых и репертуарных возможностях гуслей, фестивале «Нашествие», персоноцентрированном подходе в обучении, о том, как создавалась «Рождественская сказка» и с кем мечтает сыграть на одной сцене.
читать/teachers-photo/martianova.jpg)
Дмитрий Парамонов
Когда мы решили сделать номер про народные инструменты, сразу подумали — нам не обойтись без Дмитрия Парамонова, человека, чей вклад в сохранение и распространение народной культуры, неоценим.
Фольклорист, музыкант, культуролог, педагог, основатель «Школы гусельной игры» и Мастерской гусельного искусства, один из создателей Музея русских гуслей — это не титулы, а образ жизни. Ко всему прочему Дмитрий интересный собеседник. Кажется, само время замедляется, когда слушаешь размышления Дмитрия Парамонова о «клюквенном» представлении о народной музыке, постепенном угасании традиций, почему для занятий с детьми необходим контекст, реконструкциях и сильном потрясении во время одной из экспедиций.
/gazeta/JULY/dmitrii_paramonov_gusli.jpg)
Ольга Николаевна Никитина
Сколько весит аккордеон и чем он отличается от баяна, кто чаще всего выбирает инструмент и когда наступает любовь к нему, с какого класса дети начинают сочинять свою музыку, должны ли родители помогать своим детям в учёбе и зачем нужны народные инструменты в музыкальной школе — ответы на эти и другие вопросы читайте в нашем интервью с Ольгой Николаевной Никитиной.
читать/teachers-photo/nikitina.jpg)
Вася Сильвестров
Вася Сильвестров в этом году окончил нашу школу. Мы поговорили с папой, Алексеем Львовичем, и узнали, откуда такая любовь к аккордеону, о конкуренции внутри семьи и что даёт музыкальное образование детям.
читать/gazeta/JULY/malchik_s_bayanom.jpg)
Евгений Лебедев
Некоторые удивятся — номер посвящён народным инструментам, а мы публикуем видеоинтервью с джазовым пианистом. Дело в том, что Евгений Лебедев начинал с аккордеона, а в 15 лет понял, что если дальше и заниматься музыкой, то только джазом. Сейчас Евгений — один из самых популярных во всём мире молодых джазовых пианистов. И прекрасный пример того, что у музыки нет границ и рамок. Музыка — это только по любви.
Евгений Лебедев стал гостем Casio Music School и рассказал Михаилу Крестову об учителях, о своей наивности, которая привела его в профессию музыканта, что общего у обычной электрической плитки и Бёркли и когда пауза важнее нот.
/gazeta/JULY/evgeniy_lebedev.jpg)
Сергей Яковлевич Лемешев — путь из деревни на сцену Большого
В рубрике Воспоминания мы читаем автобиографию звезды оперной сцены «Путь к искусству». Почти 400 страниц потрясающих историй, судьбоносных встреч, размышлений о силе и значении искусства, но главное — о большой мечте, которая привела простого крестьянского мальчика из Тверской губернии, выросшего на народных песнях, в Москву — на сцену Большого театра.
Книга очень увлекательная, и было сложно выбрать из неё отрывки. Поэтому мы взяли из неё только начальный этап жизни певца, до мировой известности — его воспоминания о детстве, родителях, первых уроках вокала, поступлении в Консерваторию, концертах Фёдора Шаляпина, знакомстве со Станиславским и роли Ленского, которая станет самой любимой у публики.
читать/gazeta/JULY/sergei_lemeshev.jpg)
Музыкальный календарь. Июль
По традиции завершаем наш выпуск Музыкальным календарём. Среди именинников июля интернациональная компания известных композиторов — Кристоф Глюк, Густав Малер, Джон Филд, Леош Яначек и Юрий Чичков, основатель нового направления в педагогике — Карл Орф. обожаемые публикой оперные певцы Елена Образцова и Сергей Лемешев, «самый народный из русских музыкантов» Митрофан Пятницкий и первый исполнитель классической музыки с премией Грэмми — пианист Ван Клиберн.
Из событий — расскажем, когда состоялся первый джазовый фестиваль в Америке и что произошло в Мадриде 15 июля 1830 года.
читать/gazeta/JULY/kustodiev_bm_letnii_prazdnik.jpg)